Тема. С

Тема: "С. Михалков "Новогодняя быль".

Цели:

    познакомить с литературной сказкой “Новогодняя быль”;

    произвести анализ произведения.

Задачи:

Познавательные:

    продолжить знакомство с биографией и творчеством С. В. Михалкова;

    продолжить работу над совершенствованием навыка чтения.

Развивающие:

    развивать устную речь, образное и логическое мышление, дикцию, словарный запас;

    развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять.

Воспитательные:

    воспитывать бережное отношение к природе, усидчивость, взаимоуважение, умение работать дружно.

Оборудование: презентация, портрет С. В. Михалкова, книги С. В. Михалкова, учебник.

Ход урока.

I . Орг. момент.

Снег летает и сверкает

В золотом сиянии дня,

Словно пухом устилает

Все дороги и дома.

Сыплет, сыплет снег – снежок,

Начинаем наш урок.

Как тихо падает снег, так же тихо сядем и мы.

II . Работа над развитием речевого аппарата.

1.Дыхательная гимнастика.

Ребята, давайте выполним дыхательные упражнения. Итак, начали. Первое упражнение "Снежинки".

Представьте, что вам на ладошку упали снежинки. Вам нужно их сдуть.

Ребята, что нужно для того, чтобы снегопад превратился в метель? Давайте и в классе устроим метель, выполнив следующее упражнение.

Второе упражнение" Ветерок".

Поднять голову вверх, вдох. Опустить голову на грудь, выдох (подул тихий ветерок).

Хорошо, выполним речевую разминку - подготовим голос к работе. Наша задача произносить звуки чётко.

2. Речевая разминка.

Ок – ок - ок - падает снежок.

Ип - ип - ип - слышу снега скрип.

Ре - ре - ре - горы в снежном серебре.

Прочитайте чистоговорки шёпотом и медленно.

А теперь прочтите громко и весело.

Прочитайте конец 1 предложения с вопросительной интонацией.

Конец 2 предложения с восклицательной интонацией.

III .Постановка темы и цели урока.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством очень известного детского писателя, чтобы узнать его фамилию необходимо разгадать ребус:

Что у вас получилось? (Михалков.)

Чтобы узнать название произведения, с которым мы сегодня познакомимся, расшифруйте анаграмму:

НОГОВОДНЯЯ ЛЫБЬ

Что у вас получилось? ("Новогодняя быль".)

Прочитайте название еще раз. Как вы думаете, о чем пойдет речь в произведении? Когда будут происходить события?

Сегодня мы познакомимся с творчеством Сергея Владимировича Михалкова, прочитаем его произведение “Новогодняя быль”.

IV . Работа над темой урока

1. Знакомство с биографией С. В. Михалкова.

В школу Сережа Михалков пошел учиться с 4-го класса. Первоначальное образование получил дома. С 10 лет начал сочинять стихи и выпускать рукописный литературный журнал.

С. В. Михалков - известен как поэт, писатель, баснописец, журналист и автор слов гимна Российской Федерации.

Его книги мы знаем и любим с самого детства.

Давайте вспомним некоторые его произведения. Поиграем в игру. Я зачитываю отрывок произведения, а постараетесь вспомнить, как оно называется. Готовы?

2. Игра "Угадай-ка".

1. Галка села на заборе,
Кот забрался на чердак.
Тут сказал ребятам Боря
Просто так:
- А у меня в кармане гвоздь!
А у вас?
- А у нас сегодня гость!
А у вас?
- А у нас сегодня кошка
Родила вчера котят.
Котята выросли немножко,
А есть из блюдца не хотят! ("А что у вас?")

2. Кто не знает дядю Стёпу?

Дядя Стёпа всем знаком!

Знают все, что дядя Стёпа

Был когда-то моряком. ("Дядя Стёпа".)

3. Мы едем, едем, едем
В далёкие края,
Хорошие соседи,
Счастливые друзья.
Нам весело живётся,
Мы песенку поём,
И в песенке поётся
О том, как мы живём. ("Песенка друзей".)

3.Зарядка для ушей «Умные ушки»:

Ладонями прижать уши к голове и круговыми движениями по часовой стрелке потирать их;

Плотно прижать ладони к ушам и резко отдёрнуть руки;

Вставить в ухо палец, а затем резко выдернуть.

4 . Слушание сказки С.В. Михалкова "Новогодняя быль".

Сейчас мы с вами познакомимся с ещё одним произведением С. Михалкова, называется оно "Новогодняя быль". У меня есть помощники, они заранее подготовились к чтению произведения по ролям. Слушайте внимательно и после прослушивания ответьте на вопрос: «К какому жанру относится это произведение?».

К какому жанру относится это произведение? Почему?

Что в этой сказке реально, а что вымышлено?

Что вам понравилось в этой истории?

От чьего лица ведётся рассказ?

Где происходили события?

Почему слово Ёлочка написано в тексте с большой буквы?

Вспомните, как называется этот приём в литературе? (Олицетворение.)

Физкультминутка "Елочки-пенечки".

V . Закрепление изученного.

1. Чтение "Про себя".

полюбоваться

раскачиваться

чувствовала

прострекотала

Прочитайте сказку "про себя".

2 . Выборочное чтение произведения.

Прочитайте отрывок, в котором говорится о том, что увидела Елочка, когда она очнулась.

Ребята, когда отмечают Новый год? Как вы думаете, всегда ли так было?

3. Сообщение подготовленного ученика.

В давние времена Новый год отмечали сначала 1 марта (начало весны, пробуждение природы), потом стали встречать Новый год 1 сентября (когда заканчивалась уборка урожая с полей, и только 300 лет назад царь Пётр I приказал отмечать Новый год с 31 декабря на 1 января. На Новый год принято дарить подарки, радоваться, веселиться, и говорить с “Новым годом!”, “С новым счастьем!” и конечно же - украшать елку. Этот обычай ввел Петр I, который вернувшись из путешествий по Европе, повелел на Новый год дома и улицы украшать хвойными ветками в праздничном одеянии.

4.Работа над иллюстрацией.

Рассмотрите иллюстрацию в учебнике (с. 207).

Какой эпизод изобразил художник?

Куда, недолго думая, села Сорока?

Как вы думаете слово «макушка» однозначное или многозначное? Макушка – это не только верхняя оконечность чего-либо (дерева, горы), но и верхняя часть головы.

Дотроньтесь до своей макушки.

Подумайте, когда говорят «ушки на макушке» (человек насторожен)?

Найдите в тексте этот отрывок и прочитайте.

5. Чтение отрывка по ролям. (Норицин, Кокул, Пыжив)

6 . Расширение кругозора.

Вспомните, чем стихи отличаются от прозы?

Знаете ли вы, что эту же историю С. Михалков записал в стихах. Послушайте, что у него получилось.

С.В.Михалков «Событие»

В снегу стояла елочка –

Зелененькая челочка,

Смолистая,

Здоровая,

Полутораметровая.

Произошло событие

В один из зимних дней:

Лесник решил срубить её –

Так показалось ей.

Она была замечена,

Была окружена…

И только поздно вечером

Пришла в себя она.

Какое чувство странное!

Исчез куда-то страх…

Фонарики стеклянные

Горят в её ветвях.

Сверкают украшения –

Какой нарядный вид!

При этом, без сомнения,

Она в лесу стоит.

Несрубленная! Целая!

Красива и крепка!..

Кто спас, кто разодел её?

Сынишка лесника!

Понравилось вам стихотворение?

7. Экологическая беседа.

Чему учит нас С. Михалков в сказке "Новогодняя быль" и в стихотворении "Событие".

С наступлением Нового года каждый хочет видеть в своем доме украшенную новогоднюю елочку. Сейчас очень много красивых искусственных елочек. Они ничем ни уступают их лесным сестрам, при этом помогают беречь человеку окружающую среду. Послушайте стихотворение, о искусственной красавице.

(Чтение стихотворения подготовленным учащимся.)

И. Токмакова. Живи, ёлочка!

Мне елку купили! Мне елку купили!
В лесу на опушке ее не рубили.
А сделали елку на добром заводе
Хорошие дяди, веселые тети.

Скорей приходите, скорей поглядите
На елку из тонких серебряных нитей:
Вся в хвое мохнатой, блестящей и пышной,
Задень - и она зазвенит еле слышно.

А елка лесная осталась живая,
Стоит на опушке,
Макушкой кивая. Кому? Никому!
Просто - ветру, метели,
Такой же красивой неспиленной ели!

Подумайте, а что ещё может сделать человек, для того, чтобы не рубили ели?

Ребята, а к каким видам растений относится ель? (Хвойные.)

А какие хвойные растения вы еще знаете? Как отличить ель от сосны? Кто сможет соотнести изображение хвойного дерева с иллюстрацией?

8. Игра «Найди дерево».

Хвойные леса особенны.

Кедр – в старину называли живицей. Если помазать резаную рану смолой кедра, то она не загноится и заживет.

Сосна - дерево, указывающее путь. Соснами раньше отмечали проезжие дороги. Сосна - символ света. В темноте сосна выглядит светлее других деревьев.

Если походить по хвойному лесу, подышать этим воздухом, то не заболеешь простудными заболеваниями. Беречь хвойные леса нужно еще и потому, что растут они очень медленно. За год растение вырастает лишь на 10-15 см.

VI . Рефлексия.

С каким произведением познакомились на уроке?

Кто был героем сказки?

VII . Итог.

Оценивание своей работы детьми. Зеленый круг - доволен своей работой на уроке, желтый – не совсем доволен работой, мог работать лучше, красный – недоволен.

Домашнее задание.

Пересказ от имени Елки.

Тютрина Оксана Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Ульканская СОШ №2"
Населённый пункт: посёлок Улькан, Иркутская область
Наименование материала: конспект открытого урока
Тема: "С.Михалков "Новогодняя быль"
Дата публикации: 06.04.2016
Раздел: начальное образование

Урок литературного чтения во 2 в классе.
Тема: «С.Михалков «Новогодняя быль»

Цели:

Предметные:
познакомить учащихся с произведением С.Михалкова «Новогодняя быль; отрабатывать навыки осознанного выразительного чтения.
Метапредметные:
учить работать в парах; развивать умение услушать товарищей..
Личностные:
воспитывать умение слушать и слышать, корректно высказывать и доказывать своё мнение, аргументировано отвечать, доказывать своё мнение, уважать мнение одноклассников.
Прогнозируемые результаты:
учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; понимать особенности были и сказочного текста; сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков; читать выразительно.
Оборудование:
учебник литературного чтения Л.Ф.Климановой и др., карточки для работы в парах; новогодняя ель; таблички «Какая была», «Как вела» Ход урока
I.Организационный момент

II. Работа с заголовком
- Ребята, какой праздник у нас скоро наступит? - Любите ли вы этот праздник? - Что вы от него ждёте? Слайд 1 - Сегодня мы с вами познакомимся с замечательным произведением, которое для нас написал писатель Сергей Михалков. - Давайте откроем учебник с.203 и прочитаем, как называется произведение. -Что значит Новогодняя? - Как вы думаете, почему автор назвал быль?
III. Первичное восприятие текста.
подарки праздник сбываются мечты дед Мороза снегурочку сказочного настроения бенгальских огней
Дети читают произведение по ролям (сорока, ёлка, автор, лесничий, мальчик). - Вы, сейчас прослушали произведение. - Почему же автор назвал произведение Новогодняя быль? - Как вы думаете, что такое быль? - Давайте, с вами объясним, что же такое быль? (на столах листы в них начатая таблица, продолжают дети сами) -Итак, вот, что такое быль! - А вас ничего не смущает в произведении? Что же необычного в произведении? -Чего не бывает? - Какой вывод можно сделать? В каких произведениях такое бывает? - и именно поэтому Михалков назвал свою сказку новогодней былью. Зачем он это сделал. Нам предстоит об этом узнать на уроке. - Почему именно быль и почему сказка?
IV. Вторичное восприятие
- а сейчас очень внимательно прочитаем сказку быль и попробуем разгадать замысел автора. - посмотрим, как жила Ёлочка, какой она была и как она себя вела. - итак, будем внимательно читать текст. Походу объяснять, останавливаться, и рассуждать, почему именно так. ….. Как вы думаете, зачем автор поставил здесь троеточие. Значит, какая она была, продолжите. Быль В лесу растут Живет лесничий Летают сороки живут зайцы В лесу выпадает много и засыпает маленькие деревьяснега Наряжают елку в лесу и дома На новый год ходят срубать елку сказка Пишется с большой буквы Взрослые деревья Птицы разговаривают Ель упала в обморок
Как вы думаете, а звери ее любили? Почему она раскачивалась? (сорока была незнакомая) Как елочка себя вела? (вежливо попросила) Что имела сорока введу, когда говорила Такая как ты?(красивая, пушистая) Почему неуверенно возразила Елочка? (беспокоилась) Зачем она хотела спрятаться, затеряться в лесу? (ей было страшно, ей не хотелось, чтобы её срубили) Что здесь происходит? (приободрилась) Какая она был? (пушистая, зелёная) Почему он так сказал? (она ему понравилась) Какая она стала? (нарядная) , но при этом она где осталась (стояла на этом же месте) Какая Ёлочка стала? (НОВОГОДНЯЯ) что испытывала Ёлочка (радость) Какая стала Ёлочка (высокая, стройная ель) Как вы думаете, что произошло дальше? Как закончилась сказка - быль? А почему, как выдумаете? Зачем Михалков написал. Что хотел нам показать Михалков?
V. Рефлексия.
Если вас это произведение чему- нибудь научило то возьмите..желтый бантик Если вам было сложно работать, но понравилось, возьмите ….синий бантик Ели вам нужно еще поучиться работать с текстом ……зелёный бантик
VI. Итог урока.
Д/ З выберите любой отрывок произведения и почитайте по ролям.

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №13.

Конспект урока

по литературному чтению

во 2 «Б» классе МОУ СОШ №13

учителя начальных классов

Скворцовой Наталии Владимировны

г. Серпухов, 2013

Тема: Сказка С. Михалкова «Новогодняя быль»

Цели:

- образовательные: ознакомить детей с произведением С.Михалкова «Новогодняя быль»

- развивающие: отрабатывать навыки выразительного чтения; развивать память, внимание и умение работать в группах, расширение кругозора.

- воспитательные: воспитание любви к природе, к родному краю; привитие интереса к чтению.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование:

    для учителя: учебник,

    для учащихся: учебник

Литература:

    Литературное чтение. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с аудиоприл. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1/[Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.]. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2012. – 224 с. : ил. – [Школа России].

Ход урока

I . Организационный момент

М-ц: организовать деятельность учащихся, настроить детей на работу

Здравствуйте ребята, подравняйтесь, садитесь.

Проверьте свою готовность к уроку.

II . Проверка домашнего задания

М-ц: систематизировать знания детей по ранее изученной теме, развивать речь детей

На прошлом уроке мы прочитали русскую народную сказку “Два мороза”.

Найти в тексте предложения по заданному началу, середине, концу.

а) “С колокольчиками богатый купец ………. ”

б) “……. ногами потопать, руками похлопать…. . ”

в) “……… только щепки летят”.

Как купец и дровосек спасались от холода?

Как понимаете, выражение “ топор лучше шубы греет”.

Докажите, что эти слова выражают основную мысль сказки.

Труд и трудолюбие помогали во все времена выжить человеку в трудных условиях. Труд всегда облагораживал человека. Именно по труду судят о человеке, какой он.

III . Сообщение темы и целей урока.

М-ц: подвести учащихся к изучению нового материала

На какие 2 группы можно разделить сказки? (народные и авторские)

- Литературные сказки, каких авторов мы знаем?

Сегодня на уроке мы познакомимся с литературной сказкой С. Михалкова «Новогодняя быль».

IV . Подготовка к восприятию

М-ц: подготовить детей к чтению и анализу сказки

Какие произведения Михалкова читали?

Посмотрите на иллюстрации и вспомните сказки.

Каким жанром литературы являются?

С. Михалков родился в 1913 году в Москве. Среднюю школу окончил в городе Пятигорске. Вернувшись в Москву, работал разнорабочим, участвовал в геологоразведочных экспедициях. С 1931 года, когда ему было 18 лет, он стал печататься.

Во время Великой Отечественной войны работал во фронтовой печати. Им создано огромное множество произведений для детей. Обратите внимание на выставку книг.

Какой праздник недавно отмечала вся страна? (Новый год)

- - Чем примечателен этот праздник?

Это волшебный праздник, мы загадываем желания или отправляем письма Деду Морозу и желания исполняются, происходят даже невероятные сказочные события.

Прочитайте название сказки.

Как вы думаете, о чем пойдет речь?

Мы проверим ваши предположения, но сначала немного отдохнем.

Физ.минутка

М-ц: снять эмоциональное напряжение детей

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ручками похлопали:

Раз, два, три!

Ножками потопали:

Раз, два, три!

Вправо ниже наклоняйся

Влево тоже наклоняйся.

Покрутились, повертелись

И на место все уселись.

Глазки вместе закрываем,

Дружно до пяти считаем:

Один, два, три, четыре, пять.

Открываем, поморгаем

И работать начинаем.

V . Первичное чтение, проверка первичного восприятия

М-ц: выяснить какое впечатление произвело сказка на детей

Давайте прочитаем сказку.

Понравилось ли произведение?

Что в сказке реально, а что вымышленно?

Какие чувства пробудила у вас эта история?

Были ли моменты, когда вам было жалко Елочку? Опишите этот момент.

VI . Повторное чтение и анализ

М-ц: заинтересовать детей в анализе сказки, углубить понимание содержания сказки, обогащать словарный запас

Прочитайте сказку еще раз.

Где жила Елочка?

Были ли у нее друзья?

Что заставило ель забеспокоится?

Рассмотрите иллюстрацию и найдите отрывок, подходящий к ней.

Расскажите, как жила Елочка до последнего дня уходящего года?

Найдите и зачитайте, какой она стала, после того как очнулась?

Какие чувства вызвала у вас украшенная елочка?

Каким человеком оказался лесник в этой сказке?

С наступлением Нового года каждый хочет видеть в своем доме украшенную новогоднюю елочку.

Как вы думаете, а как мы могли бы помочь елям, чтобы их не рубили?

Для того чтобы сохранить животных и растения люди создают заповедники – это место, где запрещается рубить, рвать растения, убивать животных. В нашем крае тоже существуют такие заповедники. Например , “Сихоте-Алинский”, “Кедровая падь”.

Ребята, а к каким видам растений относится ель? (хвойные)

А какие хвойные растения вы еще знаете?

Хвойные леса особенны. Кедр – в старину называли живицей. Если помазать резаную рану смолой кедра, то она не загноится и заживет. Если походить по хвойному лесу, подышать этим воздухом, то не заболеешь простудными заболеваниями. Беречь хвойные леса нужно еще и потому, что растут они очень медленно. За год растение вырастает лишь на 10-15 см.

Давайте представим, что вы оказались в заповеднике.

Какой знак вы бы нарисовали и поставили там для тех, кто захочет рубить в нем деревья?

Нарисуйте эти знаки и покажите.

Хорошие слова сказал М. Пришвин об охране природы. Послушайте и постарайтесь закончить их.

Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные забавные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. А человеку нужна Родина. Охранять природу значит охранять …(Родину).

Охраняя наши леса, мы охраняем Родину.

Сказка, которую мы сегодня читали - это проза.

А чем стихи отличаются от прозы?

Знаете ли вы, что историю, о которой мы сегодня узнали, была написана С. Михалковым и в стихах. Послушайте ее.

В снегу стояла елочка -
Зелененькая челочка.
Смолистая,
Здоровая, полутораметровая.

Произошло событие
В один из зимних дней:
Лесник решил срубить ее! -
Так показалось ей.

Она была замечена,
Была окружена,
И только поздно вечером
Пришла в себя она.

Какое чувство странное!
Исчез куда-то страх.
Фонарики стеклянные
Горят в ее ветвях.

Сверкают, украшения-какой нарядный вид!
При этом без сомнения,
Она в лесу стоит.

Несрубленная! Целая!
Красива и крепка!
Кто спас, кто разодел ее?
Сынишка лесника!

Найдите в тексте и зачитайте, какой стала елочка, когда очнулась?

Какие чувства вызвала у вас наряженная елочка?

VII . Итог урока

М-ц: обобщить полученные на уроке знания

Как называется сказка?

О каком празднике мы сегодня говорили?

Вспомните, откуда пошла традиция, наряжать елку?

VIII . Домашнее задание

Откройте дневники, запишите домашнее задание

Стр.203-207 пересказ от лица елочки

Цели: продолжить работу над произведением С. Михалкова «Новогодняя быль; отрабатывать навыки осознанного выразительного чтения; развивать умение определять тему урока; учить работать в парах, группах.

Воспитывать умение слушать и слышать, корректно высказывать и доказывать своё мнение, аргументировано отвечать, доказывать своё мнение, уважать мнение одноклассников.

Прогнозируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; понимать особенности были и сказочного текста; сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков; читать выразительно;

Ход урока.

I. Орг. момент

Долгожданный дан звонок, начинается урок.

Ребята, здравствуйте.

Сядьте, пожалуйста, девочки.

Сядьте, мальчики.

Проверьте свою посадку:

Ноги на месте? (на месте)

Руки на месте? (На месте)

Спина прямая? (Да)

Посмотрите друг на друга. Подарите друг другу улыбку. Прикоснитесь друг к другу ладошками, подарите чувство уверенности в том, что у вас все получится, поддержите друг друга перед работой.

II. Актуализация знаний.

1.Скажите мне, пожалуйста, о каком времени года вы читали произведения на последних уроках литературного чтения? (О зиме).

2.Вы любите зиму? Почему?

3.Ребята, обратите внимание на следующие слова.

Прочитаем их хором.

Праздник

О каком празднике мы вспоминаем, прочитав эти слова?

А что за подарки?

А веселье?

4.А вы знаете, что в давние времена Новый год отмечали сначала

(начало весны, пробуждение природы) потом стали встречать Новый год (когда заканчивалась уборка урожая с полей) и только 315 лет назад царь Петр 1 приказал отмечать Новый год с на .

III. Речевая разминка.

Читаем хором

Родилась она в лесу,

Там росла и расцвела.

И теперь свою красу

К нам на праздник принесла.

Что мы прочитали? (Загадку)

Назовите отгадку хором - Елка

V. Елка – ? б. , ? зв.

А теперь прочитаем загадку очень тихо.

Прочитаем громко.

Произнесите слово-отгадку ласково, с удивлением, с испугом.

(учитель достает искусственную елку)

Я сегодня решила принести вам елочку. Давайте вместе ее украсим.

За каждое выполненное вами задание, я буду вешать на елку игрушку. Мы выполнили речевую разминку, наша елочка получает игрушку. (учитель вешает игрушку на елку).

VI. Сообщение темы и цели урока.

А с каким произведением о елочке мы познакомились на прошлом уроке чтения?

Кто написал эту сказку?

Родился в Москве, получил хорошее домашнее образование. 1-е стихотворение написал в 9 лет. Писал стихи, сказки для детей. Является автором гимна России.

В годы ВО войны находился в рядах Красной Армии, работал военным корреспондентом.

Знаменитые строки на гранитной плите Вечного огня у кремлевской стены.

« Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен»,- также принадлежат Сергею Михалкову.

VII. Минутка отдыха.

Психологическая гимнастика.

Встаньте, закройте глаза. Мы с вами отправляемся в зимний лес.

Покажите, что вы замерзли и съежились, погрейтесь, ножками потопайте, отогрелись и улыбнулись.

Вам случайно попали снежком в лицо. Изобразите огорчение. А теперь смахните снежинки, улыбнитесь и с отличным настроением продолжим урок.

VIII. Художественный анализ.

Какие бывают сказки?

Работа над 1-й частью сказки.

Какая она была?

Чувствовала ли себя елочка одинокой? Были ли у нее друзья?

Как жилось елочке одной в лесу?

Почему слово Елочка написано в тексте с большой буквы?

Вспомните, как называется этот прием в литературе?

А теперь послушайте диалог (в виде сценки Елочки и Сороки).

Какой вы представили Елочку? А какой Сороку?

IX. Работа над 2-й частью сказки.

Чтение текста учителем и учащимися.

X. Словарная работа.

Тяжелые пласты снега – плотный толстый слой.

XI. Сорока улетела.

А как стала жить Елочка после разговора с Сорокой?

Что заставило Елочку забеспокоиться.

Как долго жила в беспокойстве Елочка?

Хочется ли вам немного успокоить Елочку?

Побежим все вместе в лес

Встав скорей на лыжи

Там мы Елочку найдем

И ей песенку споем.

Даже природа переживала за Елочку. Как природа успокоила немного Елочку?

Какой день был самым тревожным? Почему?

Что произошло потом?

(Елочка увидела приближающегося к ней человека, он шел прямо на нее).

Г

Как вел себя человек, пришедший в лес?

Я начну предложение, а вы закончите его со словами из текста: « Он даже не заметил…» (что при этих словах Елочка потеряла сознание).

А что значит, потеряла сознание?

Почему Елочка потеряла сознание?

Что вы можете сказать об этом леснике? (Добрый)

Что увидела Елочка, когда очнулась?

А как вы думаете, Елочка была рада, что стала новогодней?

Какие новогодние украшения были на Елке?

Как лесничий отнесся к дереву? Почему?

Какой подарок сделал лесничий Елочке?

Кто радовался вместе с Елочкой?

Что придумал папа, чтобы всем было хорошо?

Подумайте и предположите, а как еще можно отпраздновать Новый год не навредив Елочке? (Купить искусственную елку, посадить елочку возле дома, во дворе.)

XII. Чтение и анализ произведения.

Какие моменты вас взволновали больше всего?

А можно ли назвать его сказкой? Что здесь сказочное, что вымышлено.

От чьего лица ведется рассказ?

Понравилась ли вам сказка? Были ли моменты, которые вам было жалко Елочку? Опишите этот момент.

Менялось ли ваше настроение по ходу содержания произведения?

Каким оно было в начале, в середине и в конце?

XIII. Физминутка. «Белый снег».

Сказка, которую мы сегодня читали – это проза. А какие еще бывают сказки?

Вспомним, чем стихи отличаются от прозы.

1. Стихотворение в отличии от прозы можно пропеть. Благодаря ритму и рифме оно легче запоминается.

2. Стихотворная форма предполагает написание рядов в столбик, а прозаическая в строчку.

4. Проза возникла позже, чем стих.

Знаете ли вы, что эту же историю С. Михалков записал в стихах. А что у него получилось, мы узнаем, прослушав это стихотворение.

Стихотворение читает Койлыбаева Элина.

«Событие».

Что понравилось вам больше сказка или стихотворение?

XIV. Закрепление изученного.

Дети работают над тестом в парах.

а) С. Маршак;

б) С. Михалков;

в) Н. Сладков.

Недалеко от чего росла ёлочка?

а) от леса;

б) от города;

в) от дома лесника.

С кем она однажды познакомилась?

а) с зайцем;

б) с лисой;

в) с волком.

Кто рассказал ёлочке про Новый год?

а) ворона;

б) сорока;

В страхе и беспокойстве ёлочка прожила:

а) весну и лето;

б) лето и осень;

в) осень и зиму.

Когда нашли Ёлочку?

Ёлочку:

а) срубили;

б) нарядили;

в) срубили и нарядили.

Проверяем, сверяя ответы с доски.

Встаньте группа, которая не допустила ни одной ошибки.

Похлопаем ребятам.

XV. Подведение итогов.

Какое произведение читали на уроке?

Кто главный герой сказки?

Что хотел донести до нас Сергей Михалков?

Основная мысль сказки.

О чем должен помнить каждый человек на планете?

Пригодятся ли знания, полученные на уроке, где?

Все в природе взаимосвязано, все зависит друг от друга.

1.если исчезнут растения – нечего будет животным и человеку.

2.если исчезнут воздух и вода – нечем будет дышать, и нечего будет пить.

3.если погаснет солнце – все замерзнет и покроется мраком.

Сможете побыть ненадолго Елочкой, рассказать про себя эту историю?

Д/з подготовить выразительное чтение сказки и пересказ от лица Елочки.

Нарисовать елочку, которая вырастет в будущем возле вашего дома и его наряд.


Михалков С., сказка "Елочка. Новогодняя быль"

Жанр: литературная сказка

Главные герои сказки "Елочка. Новогодняя быль" и их характеристика

  1. Елочка. Молодая, красивая, робкая.
  2. Сорока. Зловредная, завистливая, жестокая.
  3. Лесник. Добрый, заботливый.
План пересказа сказки "Елочка. Новогодняя быль"
  1. Молодая Елочка
  2. Предсказание Сороки.
  3. Страхи Елочки
  4. Многоснежная зима
  5. Последний день декабря
  6. Лесник и Елочка
  7. Нарядная красавица
  8. Взрослое дерево
Кратчайшее содержание сказки "Елочка. Новогодняя быль" для читательского дневника в 6 предложений
  1. В лесу родилась Елочка и росла посреди лесной поляны
  2. От Сороки Елочка узнала, что ее могут срубить на Новый год.
  3. Она весь год думала об этом и боялась.
  4. В последний день декабря к Елочке пришел лесничий и она потеряла сознание
  5. Когда елочка очнулась, она росла на том же месте, но была украшена по-новогоднему.
  6. Через много лет Елочка с удовольствием вспоминала свое детство.
Главная мысль сказки "Елочка. Новогодняя быль"
Не надо рубить елочки на новый год, ими лучше любоваться в лесу.

Чему учит сказка "Елочка. Новогодняя быль"
Сказка учит бережному, заботливому отношению к природе, а конкретно к елочкам. Учит не губить молодые красивые деревья ради одной новогодней ночи. Учит быть добрым и отзывчивым.

Отзыв на сказку "Елочка. Новогодняя быль"
Мне понравилась эта сказка, у которой есть подзаголовок Быль. Видимо автор придумал эту историю, взяв за основу что-то реально произошедшее. Но главное в этой сказке - это то, что Елочка осталась жива. И она еще долго приносила пользу и радость людям и планете. Это очень хороший поступок лесничего - нарядить елочку прямо в лесу.

Пословицы к сказке "Елочка. Новогодняя быль"
Взгляни на елочку и она согреет твое сердце.
Большое дерево и от дождя, и от снега спрячет.
Дерево скоро садят, да не скоро от него плоды едят.
Сломить дерево секунда, вырастить - годы.
Не беречь поросли, не видать и дерева.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки "Елочка. Новогодняя быль"
В лесу, недалеко от дома лесничего, росла молодая и красивая Елочка. Летом ее поливали дожди, зимой заносило снегом. Она росла как все остальные елочки.
Однажды под ее ветвями переночевал заяц, а в другой раз прилетела сорока.
Сорока уселась на макушку и стала ее раскачивать и Елочка забеспокоилась. Она стала просить Сороку, чтобы та не сломала ей макушки, а сорока надменно сказала, что Елочку все равно срубят.
Елочка пришла в ужас и спросила, кто ее срубит и зачем.
Сорока ответила, что в лес под новый год всегда приходят люди и рубят красивые елочки.
Елочка робко сказала, что растет уже не первый год и никто ее не рубил, а Сорока грубо предсказала, что все равно срубят.
Все лето и осень Елочка думала о словах сороки и переживала. А когда начался декабрь она и вовсе потеряла покой.
В ту зиму было много снега и даже у высоких елей под тяжестью снега обламывались ветки, а маленькую Елочку засыпало по самую макушку. И Елочку это только радовало, она думала, что теперь ее точно не заметят люди.
И от пришло 31 декабря. Елочка мечтала пережить этот день, как вдруг увидела человека, который направлялся прямо к ней. Это был лесничий. Он подошел к Елочке и с силой встряхнул ее ветви. Потом он залюбовался красивой Елочкой и сказал сам себе, что правильно выбрал дерево.
Елочка от страха лишилась сознания.
А когда Елочка пришла в себя, она очень удивилась. Оказывается, она по прежнему росла посреди полянки, но все ее ветки оказались украшены разноцветными шарами, окутаны серебряными нитями, а на макушке блестела звезда.
Утром первого января из домика лесника вышли двое детей и направились на лыжах к Елочке. Они подошли к Елочке и долго на нее смотрели. А потом мальчик сказал сестре, что это будет их елочка и они каждый новый год будут ее наряжать.
Прошло много лет, давно не стало лесника, давно выросли его дети, а красивое и стройное дерево возвышается посреди лесной полянки и с улыбкой вспоминает свое детство.

Рисунки и иллюстрации к сказке "Елочка. Новогодняя быль"

Маленькая