Прикладное творчество резьба по дереву. Декоративно-прикладное творчество и основы резьбы по дереву

Человек издревле использует дерево в повседневном обиходе. Из него сооружали суда, строили дома и храмы, делали мебель, посуду и игрушки. Особой теплотой и уютом отличалась художественная резьба по дереву. Работы мастеров в этой сфере и сейчас завораживают красотой.

Что такое резьба по дереву?

Декоративно-прикладное искусство обработки древесины, при котором создается эстетический объект, называют резьбой по дереву. Самым распространенным типом является художественная резьба по дереву, при которой узор выполняется с помощью топора, стамески, ножа или других инструментов. Таким способом в старину делали предметы быта, мебель, посуду. Продукция из дерева и сейчас встречаются в обиходе. Из древесины можно встретить как целые дома, так и игрушки.

История резьбы по дереву

Использование древесины упоминается с первобытных времен у разных народностей практически во всех концах Земли. Истоки резьбы по дереву берут свое начало с момента использования приемов обработки этого материала и зарождения деревянного зодчества. Первой находкой, изготовленной из дерева, является идол, обнаруженный на территории нынешнего Екатеринбурга. Ориентировочную дату его создания относят к VIII веку до нашей эры. Установлено, что туловище идола покрывает геометрическая резьба по дереву, а сам он символизирует связь между подземными и небесными мирами.

По мере развития человеческого общества использование древесины в обрядах утратило свой смысл, появлялись новые техники работы с деревом, совершенствовались инструменты. Люди стали использовать дерево для украшения предметов быта. С XVI века ручная резьба по дереву становится всеобщим промыслом, появляются первые мастерские. Умелые мастера украшают храмы, царские дворцы, дома богатых людей искусной самобытной резьбой.

Наши предки очень тесно были связаны с природой и считали дерево проводником между солнцем и людьми, а деревянные изделия являлись символом здоровья, благополучия и долголетия. Им были известны и ценные качества дерева, такие как водонепроницаемость, теплоизоляция, разнообразие текстур и рисунков древесины, удобство обработки и заготовки. Дерево применялось во всех сферах жизни: в строительстве оборонительных укреплений и домов, в изготовлении посуды и орудий труда.


Виды резьбы по дереву

Современные техники деревообработки не имеют четкой классификации. В одном изделии может сочетаться несколько видов деревянной резьбы. Художественная обработка дерева условно может быть разделена на следующие виды:

  1. Плосковыемчатая резьба , где фон – плоская поверхность, а рисунок создается из выемок различной формы.
  2. Плоскорельефная резьба , где узор создается с помощью выборки фона.
  3. Рельефная резьба , где отсутствуют плоские поверхности, идет глубокая прорисовка фона и детальная выборка элементов.
  4. Прорезная резьба , характеризуется отсутствием фона. Узор получается ажурный, кружевной.
  5. Скульптурная резьба , отличающаяся объемным изображением. В этой технике изготавливают игрушки, фигурки людей и животных, деревянные колонны в архитектуре и так далее.

Плосковыемчатая резьба по дереву

В данном виде обработки древесины фоном является ровная поверхность изделия, а рисунок создается за счет выемок различной формы. Декоративная резьба по дереву в плосковыемчатой технике в зависимости от характера выемок может быть контурной и геометрической:

  1. Контурная резьба по дереву или растительная схожа с гравировкой по металлу, но выполняется иными инструментами, а линии более широкие и глубокие. Данная техника проста в исполнении и может быть выполнена на фанере.
  2. Геометрическая резьба имеет такое название благодаря орнаменту, который изображается с помощью этой техники. В основном это геометрические элементы: ромбы, треугольники, окружности.

Плоскорельефная резьба по дереву

Данная техника декоративной обработки дерева является одной из распространенных. Ручная обработка древесины в этом случае заключается в фоновой выборке вокруг узора, и в итоге рисунок получается равномерным по глубине для всей композиции. В этом технике изображают животных, людей, растительные орнаменты. Применяется в прикладном творчестве и в архитектуре.


Рельефная резьба по дереву

Выразительная и живописная техника. Ее отличает обилие светотеней и трехмерность изображения, детали элементов проработаны до скульптурных. В зависимости от вышины возвышения рисунка над фоном различают:

  1. Барельефную резьбу , когда узор возвышается до половины от толщины всей композиции.
  2. Горельефную резьбу , когда узор выступает более, чем на наполовину.

В качестве сюжета для рельефной резьбы могут быть использованы геометрические фигуры, изображения растений и животных, символы. Выразительность изделия зависит от материала древесины. Для этой техники больше всего подходят бук, береза и дуб. Ажурная резьба по дереву (или по-другому, прорезная резьба) в сочетании с контурной, геометрической и рельефной техниками придает необычайную воздушность и нежность изделию.


Прорезная резьба по дереву

В этом виде деревообработки из полотна фон полностью удаляется пилкой или долотом. По-другому этот вид именуют как сквозная резьба по дереву. В основном применяется в мебельной сфере. Крупномасштабные изделия используются в украшении фасадов зданий: в декоре балконов, наличников, карнизов и именуются как «домовая резьба». Для прорезной техники используют древесину сосны, ольхи, березы, или осины, как правило, толщиной 1-2 мм. В наше время данная техника резьбы используется для украшения беседок и дачных домиков.


Скульптурная резьба по дереву

Эта техника изготовления изделий отличается от всех перечисленных обработкой заготовки со всех или нескольких сторон. Могут быть использованы различные инструменты, но главными являются ножи-косяки и стамески. Применяется этот вид резьбы по дереву в архитектуре (при создании колонн, балясин, резных столбов балконов), при изготовлении ножек дорогой мебели. Очень красиво и реалистично в данной технике - скульптурная резьба по дереву получаются фигурки животных и людей.


Рабочее место для резьбы по дереву

Создание изделий из дерева трудоемкий, кропотливый, мусорный и шумный процесс, требующий достаточного места для размещения заготовок, инструментов и готовых полотен. Приведем основные требования к месту работы резчика по дереву:

  1. Помещение . Для работы с деревом желательно оборудовать отдельное сухое, светлое помещение.
  2. Освещение . Место для работы должно быть в меру освещенным. Источник света должен находиться слева и впереди. Солнечный свет исключается.
  3. Рабочий стол . Для работы с мелкими деталями (сувениры, ложки, небольшие скульптуры) можно использовать простой стол. Для работы с крупными деталями, например, в технике домовой резьбы, необходим стол-верстак.
  4. Инструменты и приспособления должны находиться максимально близко от рабочего места и при этом не мешать работе. Желательно закрепить стамески и прочий инструмент в специальных державках. Для токарной работы потребуется станок для резьбы по дереву. При прорезной технике понадобится также электролобзик и выпиловочный станок.

Инструменты для резьбы по дереву

Приспособления для художественной деревообработки условно можно разделить на следующие категории: основные (ножи, стамески), дополнительные (топоры, рубанки, пилы), вспомогательные (электроинструмент, краскопульт). Современный рынок представляет широкий ассортимент инструментов для резьбы. Можно приобретать их отдельно по мере необходимости, а можно купить набор для резьбы по дереву, где необходимые инструменты профессионально подобраны.

Остановимся на основных видах инструментов подробнее. Для резьбы по дереву выделяют ножи разного назначения и конструкции:

  1. Нож-резак – главный инструмент любого резчика. Длина рукоятки и лезвия может варьироваться, но основной угол режущей части должен составлять 35º.
  2. Нож-косяк применяется в технике прорезной и плоскорельефной резьбы.
  3. Для скульптурной резьбы используют Богородский нож.

Для создания различных выборок применяют стамески, среди которых распространенные:

  1. Полукруглые . Основной тип стамесок, применяемый для любой работы по дереву.
  2. Прямые . Используются для вспомогательной работы.
  3. Клюкарзы . Имеют два загиба по 120º. Необходимы при заготовке круглых изгибов и глубоких впадин рельефа.
  4. Уголковые или рейсмусы . Предназначены для контурного разрезания и создания V-образной канавки.
  5. Косые . С их помощью создают продольные канавки и проводят начальную работу с заготовкой. Лезвие у данных стамесок скошено под углом в 45º.

Резьба по дереву – изделия

На протяжении многих веков люди и деревья неразрывно связаны между собой. Деревянные изделия несут в себе теплоту, уют и гармонию. В настоящее время художественная или фигурная резьба по дереву пользуется популярностью. Среди ярких примеров изделий можно выделить:


Народная резьба - один из старинных видов искусства. Ее памятки известны на Украине в основном с XVI - XVII ст.

Интересные свидетельства тех времен рассказывают о богатой резьбе на деревянных строениях. В стремлении к прекрасному народ применял ее не только в архитектуре, но и щедро украшал вещи и орудия труда резными орнаментами. Народные столяры и резчики создали подлинные шедевры, отличающиеся самобытностью и оригинальностью художественных форм.

Довольно многочисленные резные изделия - мебель, деревянная посуда, доски для набойки, формы для медовых пряников, ярма, детали возов и саней XVII - XIX ст. Киевщины, Черниговщины, Полтавщины, Прикарпатья, Закарпатья.

В XIX и в начале XX ст. большую роль в развитии народной резьбы сыграли известные гуцульские резчики Юрий Шкрибляк (1822 - 1884) и его последователи - сыновья Василий Шкрибляк (1856 - 1928)) и Николай Шкрибляк (1858 - 1920).

Юрий Шкрибляк был известен как выдающийся художник-резчик не только на Гуцульщине, но и далеко за ее пределами.

В наше время в искусстве народной резьбы произошли большие изменения. Народные мастера наряду с традиционной орнаментальной резьбой создают тематические произведения, посвященные важным событиям в жизни народа, темам его исторического прошлого, выдающимся деятелям, образам героев произведений великих писателей. Стремление к созданию тематических композиций способствовало развитию барельефного жанра резьбы и круглой скульптуры. Нередко сюжетные композиции соединяются с орнаментальной плоской резьбой и инкрустацией.

Резные произведения Василия Гарбуза - это продолжение чудесных традиций плоской полтавской резьбы. В его миниатюрах-пепельницах, пеналах в виде птичек мы встречаемся с типичным для народной резьбы предельным лаконизмом форм.

Богатое идейное содержание и большая художественная выразительность свойственна барельефам "Герой Социалистического Труда Екатерина Соломаха" и "Свинарка" резчика Якова Усика (1872 - 1960) с Миргородщины.

Разнообразны по тематике многочисленные произведения резчика с Киевщины Петра Верны (1876 - 1966): "Мне уж тринадцать миновало...", "Перебендя", "Кузнец Вакула", "Энеида", "Сеятель", "Озеленим дороги". Ему принадлежат произведения, олицетворяющие различные персонажи из произведений классиков украинской и русской литературы.

Почти всю свою жизнь Петр Верна посвятил созданию любимого образа великого кобзаря Т. Г. Шевченко и образов по одноименным его поэтическим произведениям. В других скульптурах Верны, наполненных пафосом современности, нашли отражение жизнь и творчество людей.

Жизнь простых людей Закарпатья отображена в произведениях народного скульптора Василия Свиды. В произведении "На полонину" автор изображает традиционный весенний выход в горы гуцулов, выгоняющих скот на летние пастбища. Этот день считается большим весенним праздником. В подобных праздниках автор лично неоднократно участвовал. Знание жизни помогло резчику взволнованно и правдиво воссоздать образы новых людей Закарпатья: вольных, гордых.

Талантливый закарпатский резчик Иван Барна за сравнительно короткий срок создал ряд содержательных художественных произведений, убедительно рассказывающих о героике прошлого. Особого внимания заслуживает его барельеф, раскрывающий образ народного героя Украины XVIII ст. Олексы Довбуша.

Творческому росту современных гуцульских резчиков, в прошлом мастеров-кустарей, содействовало объединение их в производственно-творческие коллективы.

Богатство фантазии и поэтичность присущи произведениям резчика из села Братки Львовской области Степана Чайки - "Жизнь в лесу", "Семья уток", "Олени" и др. Образы своих произведений резчик находит в самой жизни леса, а материалом для него служат причудливые формы корней деревьев, веточек и т. п.

В интересном материале - коре тополя - работает львовский резчик Михаил Ткачев. Его миниатюры - петушки, олени, коники - сделаны в духе традиций народной скульптуры.

Декоративно-прикладное искусство (от лат. deco - украшаю) - широкий раздел искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями. Собирательный термин, условно объединяет два обширных рода искусств: декоративное и прикладное. В отличие от произведений изящного искусства, предназначенных для эстетического наслаждения и относящихся к чистому искусству, многочисленные проявления декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление в повседневной жизни.

Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким характеристикам: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера. Такими произведениями являются: одежда, плательные и декоративные ткани, ковры, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия. В академической литературе со второй половины XIX века утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево), по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия (картины из разных сортов дерева) и т. д.) и по функциональным признакам использования предмета (мебель, посуда, игрушки). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством.

Виды декоративно-прикладного искусства

ГОБЕЛЕН - (фр. gobelin ), или шпалера , - один из видов декоративно-прикладного искусства, стенной односторонний безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментальной композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей. Ткач пропускает уточную нить через основу, создавая одновременно и изображение, и саму ткань. В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона гобелен определяется как «тканый ковёр ручной работы, на котором разноцветной шерстью и отчасти шёлком воспроизведена картина и нарочно приготовленный картон более или менее известного художника».

БАТИК - ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов.

На ткань - шёлк, хлопок, шерсть, синтетику - наносится соответствующая ткани краска. Для получения чётких границ на стыке красок используется специальный закрепитель, называемый резерв (резервирующий состав, на основе парафина, бензина, на водной основе - в зависимости от выбранной техники, ткани и красок).

Роспись батик издавна известна у народов Индонезии, Индии и др. В Европе - с XX века.

НАБОЙКА - (набивка) - вид декоративно-прикладного искусства; получение узора, монохромных и цветных рисунков на ткани ручным способом при помощи форм с рельефным узором, а также ткань с рисунком (набивная ткань), полученным этим способом.

Формы для набойки изготовляют резные деревянные (манеры) или наборные (наборные медные пластины с гвоздиками), в которых узор набирается из медных пластин или проволоки. При набивке на ткань накладывают покрытую краской форму и ударяют по ней специальным молотком (киянкой) (отсюда название «набойка», «набивка»). Для многоцветных рисунков число печатных форм должно соответствовать числу цветов.

Изготовление набойки - один из древних видов народного декоративно-прикладного искусства, встречающийся у многих народов: Передней и Средней Азии, Индии, Ирана, Европы и других.

Набивка малопроизводительна и почти полностью вытеснена печатанием рисунка на ткани на печатных машинах. Применяется лишь в некоторых кустарных промыслах, а также для воспроизведения крупных рисунков, повторяющаяся часть которых не может уместиться на валах печатных машин, и для расцветки штучных изделий (занавеси, скатерти). Характерные рисунки народной набивки используются при создании современных декоративных тканей.

БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ - вид декоративно-прикладного искусства, рукоделия; создание украшений, художественных изделий из бисера, в котором, в отличие от других техник, где он применяется (ткачество с бисером, вязание с бисером, плетение из проволоки с бисером - так называемых бисерных плетений, бисерной мозаики и вышивки бисером), бисер является не только декоративным элементом, но и конструктивно-технологическим. Все остальные виды рукоделия и ДПИ (мозаика, вязание, ткачество, вышивка, проволочное плетение) без бисера возможны, однако потеряют часть своих декоративных возможностей, бисероплетение же прекратит свое существование. Это связано с тем, что технология бисероплетения носит самобытный характер.

ВЫШИВАНИЕ - общеизвестное и распространенное рукодельное искусство украшать самыми различными узорами всевозможные ткани и материалы, от самых грубых и плотных, как, например: сукно, холст, кожа, до тончайших материй - батиста, кисеи, газа, тюля и пр. Инструменты и материалы для вышивания: иглы, нитки, пяльцы, ножницы.

ВЯЗАНИЕ - процесс изготовления полотна или изделий (обычно элементов одежды) из непрерывных нитей путём изгибания их в петли и соединения петель друг с другом с помощью несложных инструментов вручную (вязальный крючок, спицы, игла, вилка) или на специальной машине (механическое вязание). Вязание, как техника, относится к видам плетения.

Вязание крючком

Вязание спицами

МАКРОМЕ - (фр. Macramé , от арабск. - тесьма, бахрома, кружево или от турецк. - шарф или салфетка с бахромой) - техника узелкового плетения.

КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЕ - изготовление сетчатой ткани из плетёных нитяных узоров (льняных, бумажных, шерстяных и шёлковых). Различают кружева, шитые иглой, плетеные на коклюшках, вязаные крючком, тамбурные и машинные.

КОВРОТКАЧЕСТВО – изготовление художественного текстильного изделия, обычно с многоцветными узорами, служащее главным образом для украшения и утепления помещений и для обеспечения бесшумности. Художественные особенности ковра определяются фактурой ткани (ворсовой, безворсовой, валяной), характером материала (шерсти, шёлка, льна, хлопка, войлока), качеством красителей (натуральных в древности и средневековье, химических со второй пол. XIX в.), форматом, соотношением каймы и центрального поля ковра, орнаментальным набором и композицией рисунка, цветовым решением.

КВИЛЛИНГ - Бумагокручение (также квиллинг англ. quilling - от слова quill (птичье перо)) - искусство изготовления плоских или объёмных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.

Готовым спиралькам придаётся различная форма и таким образом получаются элементы квиллинга, называемые также модулями. Уже они и являются «строительным» материалом в создании работ – картин, открыток, альбомов, рамок для фотографий, различных фигурок, часов, бижутерии, заколок и т.д. Искусство квиллинга пришло в Россию из Кореи, но также развито в ряде европейских стран.

Данная техника не требует значительных материальных затрат для начала её освоения. Однако и простым бумагокручение не назовёшь, так как для достижения достойного результата необходимо проявить терпение, усидчивость, ловкость, аккуратность и конечно выработать навыки скручивания качественных модулей.

СКРАПБУКИНГ - (англ. scrapbooking, от англ. scrapbook: scrap - вырезка, book - книга, букв. «книга из вырезок») - вид рукодельного искусства, заключающегося в изготовлении и оформлении семейных или личных фотоальбомов.

Этот вид творчества представляет собой способ хранения личной и семейной истории в виде фотографий, газетных вырезок, рисунков, записей и других памятных мелочей, используя своеобразный способ сохранения и передачи отдельных историй с помощью особых визуальных и тактильных приёмов вместо обычного рассказа. Основная идея скрапбукинга - сохранить фотографии и другие памятные вещи о каких-либо событиях на длительный срок для будущих поколений.

КЕРАМИКА - (др.-греч. κέραμος - глина) - изделия из неорганических материалов (например, глины) и их смесей с минеральными добавками, изготавливаемые под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением.

В узком смысле слово керамика обозначает глину, прошедшую обжиг.

Самая ранняя керамика использовалась как посуда из глины или из смесей её с другими материалами. В настоящее время керамика применяется как материал в промышленности (машиностроение, приборостроение, авиационная промышленность и др.), строительстве, искусстве, широко используется в медицине, науке. В XX столетии были созданы новые керамические материалы для использования в полупроводниковой индустрии и др. областях.

МОЗАИКА - (фр. mosaïque , итал. mosaico от лат. (opus) musivum - (произведение) посвящённое музам ) - декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило - на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.

ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО - это термин, обозначающий результат и процесс творчества художников-ювелиров, а также всю совокупность созданных ими предметов и произведений ювелирного искусства, предназначенных в основном для личного украшения людей, и изготовленных из драгоценных материалов, таких, как драгоценные металлы и драгоценные камни. Чтобы украшение или предмет можно было однозначно причислить к ювелирике, это украшение должно удовлетворять трём условиям: в этом украшении должен быть использован хотя бы один драгоценный материал, это украшение должно иметь в себе художественную ценность, и оно должно быть уникальным - то есть оно не должно тиражироваться изготовляющим его художником-ювелиром.

В профессиональном жаргоне ювелиров, а также и студентами и учащимися учебных заведений по специальности «ювелирное дело», часто используется жаргонный вариант слова: «ювелирка».

Хотя и считается, что в понятие «ювелирика» входят все ювелирные изделия, изготовленные с применением драгоценных материалов, а в понятие «бижутерия» - ювелирные изделия из недрагоценных материалов, но, как видим, в настоящее время разница между ювелирикой и бижутерией становится несколько размытой, и оценка того, причислить ли данное изделие к ювелирике или же к бижутерии, каждый раз принимается экспертами индивидуально в каждом конкретном случае.

ЛАКОВАЯ МИНИАТЮРА - Миниатюрная живопись на небольших предметах: коробках, шкатулках, пудреницах и др.- это вид декоративно-прикладного и народного искусства. Лаковой такую живопись называют потому, что цветной и прозрачный лаки служат не только полноправными материалами росписи, но и важнейшим средством художественной выразительности произведения. Краскам они добавляют глубину и силу и в то же время смягчают, объединяют их, как бы вплавляя изображение в самую плоть изделия.

Родина художественных лаков - страны Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии: Китай, Япония, Корея, Вьетнам, Лаос, где они известны с глубокой древности. В Китае, например, еще во II тысячелетии до н. э. использовался сок лакового дерева, которым покрывали чашки, шкатулки, вазы. Тогда и зародилась лаковая живопись, достигшая на Востоке высочайшего уровня.

В Европу этот вид искусства проник из Индии, Ирана, стран Центральной Азии, где в XV-XVII вв. была популярна лаковая миниатюра, исполненная темперными красками на предметах из папье-маше. Европейские мастера заметно упростили технологию, начали применять масляные краски и лаки.

В России художественные лаки известны с 1798 г., когда купец П. И. Коробов построил в подмосковном селе Данилкове (позднее оно слилось с соседним селом Федоскиным) небольшую фабрику лакированных изделий из папье-маше. При его преемниках - Лукутиных русские мастера выработали неповторимые приемы федоскинской росписи. Не утрачены они и по сей день.

Палехская миниатюра - народный промысел, развившийся в поселке Палех Ивановской области. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы и т. д.

Федоскинская миниатюра - вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи масляными красками на папье-маше, сложившийся в конце XVIII века в подмосковном селе Федоскино.

Холуйская миниатюра - народный промысел, развившийся в селе Холуй Ивановской области. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, кубышки, игольницы и т. д.

Программы состоит в том, что занятия художественной обработкой древесины позволят обучающимся приобщиться к интересному делу, которое обогатит их, уведет в мир прекрасного, заполнит интересным творческим трудом. Эстетическое воспитание начинается с создания определенного запаса элементарных эстетических впечатлений и знаний, без которых не могут возникнуть склонности и интерес к эстетическим значимым предметам и явлениям. Получение таких знаний определены в программе «Декоративно-прикладное творчество и основы резьбы по дереву».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Бердюжье»

Принято Утверждено

На МО классных руководителей директор школы

Руководитель МО

_____________________________ _________________

Кислова Е.И. Филиппова Е.В.

«Декоративно-прикладное творчество

И основы резьбы по дереву»

Программа рассчитана на обучающихся 7-9 классов.

Срок реализации программы: 1 год

Направление: техническое

Год разработки программы – 2017-2018

Руководитель кружка: учитель технологии

Пошитый Сергей Валентинович

с. Бердюжье 2017

1.Пояснительная записка.

Дополнительная образовательная программа «Декоративно-прикладное творчество и основы резьбы по дереву» относится к художественно-эстетической направленности.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы состоит в том, что занятия художественной обработкой древесины позволят обучающимся приобщиться к интересному делу, которое обогатит их, уведет в мир прекрасного, заполнит интересным творческим трудом. Эстетическое воспитание начинается с создания определенного запаса элементарных эстетических впечатлений и знаний, без которых не могут возникнуть склонности и интерес к эстетическим значимым предметам и явлениям. Получение таких знаний определены в программе « Декоративно-прикладное творчество и основы резьбы по дереву ». Кроме того, программа способствует формированию у детей навыков ремесленных работ. В настоящее время домашними ремеслами владеет единичное количество мужчин, из семьи ушли не только сами ремесла, исчезла и связанная с ними эстетическо-художественная сторона ремесла «искусство создания радостных вещей». На решение этой проблемы направлена данная программа, которая способствует воспитанию у детей желания и умения трудиться, приносить пользу семье и окружающим. Знания и умения, полученные на занятиях, пригодятся в дальнейшей жизни, при выборе профессии, при подготовке обучающихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.

Новизна и отличительные особенности программы заключаются в том, что она направлена на творческое развитие обучающихся, на создание интегрированного воспитательно-образовательного пространства в творческом объединении. Комплексное использование общепедагогических методов, приемов и средств воспитания и образования детей позволяет привить им обще трудовые, специальные знания и умения, способствует эстетическому физическому развитию, а также формированию активной жизненной позиции.

Цель, задачи.

Целью обучения по программе «Декоративно-прикладное творчество и основы резьбы по дереву» является: овладение теоретическими и практическими навыками работ резьбы по дереву, обработки и конструирования изделий из древесины, раскрытие и развитие потенциальных творческих способностей у детей, обеспечение их потребности в практической деятельности.

Задачи:

1. Творческое развитие личности.

2. Возрождение интереса к русским народным промыслам.

3. Коррекция здоровья школьников.

4. Формирование у обучающихся умений и навыков, необходимых для
изготовления предметов быта, декорированных резьбой.

5. Общетрудовая подготовка и воспитание сознательного отношения к труду.

Организационно-педагогические условия реализации программы.

Реализация указанных задач обеспечивается их направленностью на практическую деятельность ребенка. Своеобразие состоит в том, что все теоретические знания, включенные в содержание занятий, апробируются в творческой практике, преобразуются в познавательный, коммуникативный, социальный опыт самореализации в различных сферах деятельности.

Программа предполагает возможность подготовки учащихся к осознанному выбору профессии «резчик по дереву».Содержание теоретического обучения знакомит учащихся с народными художественными промыслами, основами композиции, материаловедением для художественных работ, с технологией художественной обработки дерева и отделкой изделий из древесины. Учащиеся знакомятся со специальной литературой и иллюстративным материалом по резьбе, с творчеством известных мастеров. Теоретическое и практическое обучение проводится одновременно при некотором опережающем изучении теоретического материала.

Программа интегрируется с разделом "Обработка древесины"
образовательной области "Технология".

Межпредметные связи: черчение, ИЗО, физика, экономика, историческое краеведение.

Программа кружка построена в соответствии с основными дидактическими принципами:

  • общедоступность и поэтапность в достижении целей;
  • адаптированность к уровню подготовки и преемственность в обучении;
  • дифференциация и индивидуализация заданий;
  • успешность деятельности учащихся и общественно-полезной значимости
  • деятельности учащихся;
  • сотрудничество взрослых и детей:
  • творческая заинтересованность и активность детей;
  • последовательность в приобретении знаний, умений и навыков.

Ожидаемые результаты.

Учащиеся узнают:

Характеристики основных пород дерева, применяемых для художественной обработки;

Инструменты, приспособления и оборудование, применяемые
для выполнения различных видов резьбы;

Основы построения композиции при декоративном оформлении
изделий;

Технологический процесс изготовления изделий и способы
их декоративного оформления;

Материалы, применяемые для декоративной отделки изделий;

Правила безопасности труда и пожарной безопасности;

Основы ручной и механической деревообработки в рамках образовательной области "Технология";

Реальное соотношение потребительской стоимости изделия,
декорированного резьбой, и его себестоимости.

Учащиеся научатся:

Проектировать форму изделия, выполнять чертежи или эскизы;

Подбирать композицию для конкретного изделия, соотносить
пропорцию рисунка с размером изделия, правильно и симметрично
размещать рисунок (строить композицию);

Правильно подобрать материал, рационально разметить и обработать заготовку;

Владеть приемами шлифовки древесины;

Затачивать и править режущий инструмент;

Рационально и безопасно пользоваться инструментом;

Владеть двумя видами резьбы;

Эстетично производить отделку изделия;

Владеть приемами столярной и токарной (СТД-120М) обработки древесины.

2.Учебно-тематический план.

Тема

Основные виды учебной деятельности обучающихся

1. Вводное занятие (1 час)

4. Композиция в контурной резьбе по тону (10 часов).

5.Токарное изделие, декорированное резьбой (12 часов)

Черновое точение.

Подготовка станка к работе. Проверка резцов. Закрепление заготовки.

1. Вводное занятие (1 час)

Понятие о декоративно-прикладном творчестве (образная версия). Резьба по дереву – традиционный вид русского прикладного творчества. Значение резьбы в патриотическом и эстетическом воспитании. Резьба в современном быту.

Контурная резьба по тонированному фону, ее место в декоративно-прикладном творчестве.

Практические работы:

Знакомство с образцами изделий, декорированных резьбой, иллюстративным материалом.

Решение организационных вопросов.

Правила внутреннего распорядка.

2. Инструменты и материалы для контурной резьбы (1 час)

Эстетические возможности контурной резьбы по тону.

Материал, используемый для контурной резьбы, качество материала. Подготовка материала к тонированию, глубокая шлифовка, приемы шлифовки по этапам, характеристика шлифовальной бумаги. Средства тонирования, приемы тонирования. Грунтование, его назначение, приемы грунтования.

Инструмент для контурной резьбы. Приемы ручной заточки и правки инструмента, материалы и приспособления для правки. Приемы резания уголковым штихелем (контур) и желобковым штихелем (выборка фона). Хранение инструмента.

Правила безопасности труда при шлифовании древесины, при работе с лакокрасочными материалами, при резании древесины штихелями.

Практические работы:

Выбор и подготовка заготовки: шлифование, тонирование, нанесение тренировочного рисунка, грунтование. Приемы резания контрольных линий. Постановка руки резчика. Выборка фона.

3. Техника контурной резьбы по тону (10 часов)

Базовые навыки резьбы по тону. Отработка приемов работы штихелями при резании контура с учетом направления волокна заготовки и выборки фона с учетом рельефных линий рисунка. Способы исправления дефектов.

Основы декорирования изделия контурной резьбой. Калькирование рисунка, приемы калькирования.

Правила контурной резьбы по тону. Контроль качества и коррекция резьбы.

Практические работы:

Выполнение несложных работ, отработка приемов резьбы (проводится под индивидуальным контролем учителя).

4. . Композиция в контурной резьбе по тону (10 часов).

Художественное значение рисунка на изделии (композиции). Виды композиции: орнаментальная, флористическая, анималистическая, стилизованная и др. Композиция как средство выражения идеи произведения. Соотношение формы изделия и его декорированного оформления. Принципы размещения композиции на изделии. Соподчинение элементов композиции. Комбинирование различных видов композиции. Законы пропорции, симметрии и ассимметрии.

Практические работы:

Построение композиции по образцам (по выбору ученика). Перенос композиции на изделие (калькирование, копирование) или самостоятельное выполнение рисунка.

Контроль качества переноса, исправление (дополнение). Выполнение сложного рисунка (по выбору ученика).

5. Токарное изделие, декорированное резьбой (12 часов)

Токарный станок по дереву (СТД-120М: устройство и назначение, управление. Кинетическая схема.

Токарные резцы (для дерева). Установка и проверка качества установки резцов.

Материал для точения. Подготовка и установка заготовки. Приемы управления станком. Правила техники безопасности.

Черновое точение.

Наружное (цилиндрическое и фасонное) точение.

Проект орнамента для токарного изделия (развертка)

Горизонтальная и вертикальная разметка изделия.

Приспособления для горизонтальной (стойка) и вертикальной (градусная сетка и угольник) разметки. Построение орнамента на токарном изделии.

Техника лакирования токарного изделия.

Практические работы:

Подготовка станка к работе. Проверка резцов. Закрепление заготовки.

Построение чертежа (эскиза) токарного изделия. Изготовление, разметка и декорирование токарного изделия (толкушка, скалка, подсвечник, карандашница и т.п.).

Годовой календарный учебный график.

№ п/п

Часы

Дата

Организационное занятие. Правила внутреннего распорядка. План работы. Оснащение для работы. Понятие о контурной резьбе по тонированному фону.

Инструменты для контурной резьбы по тону. Постановка руки резчика (упражнения). Т.Б. при работе резцами.

Резание «волны» (упражнения).

Резание замкнутого контура.

Приемы выборки фона.

Технология контурной резьбы по тону.

Понятие о разметке заготовки (нанесение рисунка).

Растительный орнамент (флористический).

Способы коррекции ошибок.

Отделка готового изделия. Т.Б. при лакировании изделия.

Понятие о калькировании.

Приемы и порядок разметки под кальку.

Применение и роль грунтования (лак НЦ). Т.Б. при работе с нитролаком.

Отработка техники резания.

Послойное лакирование.

Проектирование изделия (разделочная доска).

Соотношение рисунка и формы изделия.

Приемы привязки орнамента к изделию.

Резание контура.

Выборка фона.

Коррекция рисунка. Отделка изделия.

СТД-120М: устройство и назначение. Виды изделий.

Материал для токарной обработки. Резцы. Подготовка станка к работе.

Приемы точения цилиндра. Правила Т.Б.

Фасонное точение. Проектирование токарного изделия.

Требования к форме и качеству токарного изделия. Шлифовка.

Элементы и приемы деталировки токарного изделия.

Приемы отделки токарного изделия.

Обобщение по курсу. Обзорное занятие. Задание на лето.

Итого:

34 часа

4. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы включает в себя:

Формы контроля:

Наблюдение;

Собеседование;

Тестирование

Творческие выставки готовых изделий в кружке, общешкольного уровня;

Участие в творческих конкурсах, выставках муниципального, регионального уровней.

Участие в школьных, районных, областных олимпиадах

Участие в проектной деятельности;

- участие в предметной неделе эстетического и трудового воспитания.

- Критерии отслеживания усвоения программы:

Освоение программы осуществляется с учётом способностей и уровня заинтересованности учащегося. После освоения базового уровня ученик может выбрать направление специализации по одному из последующих разделов либо совершенствоваться по направлениям базового уровня.

Переход к следующему разделу определяется не количеством отработанных часов, а достижением соответствующего уровня (технически и художественно правильная реализация базовых приемов резьбы).Изучение нового материала закрепляется через выполнение практических работ.

- Условия реализации программы:

Для реализации программы необходимы условия - техническое оснащение учебного кабинета, наличие наглядных пособий, обеспечение материалами для занятий. Оборудование : (Токарные станки по дереву; сверлильные станки; злектро – рубанок; электро - дрель; электро - лобзик; продольная пила; поперечная пила; верстаки; электро – выжигатель.)

Инструменты : резцы; рубанки; молотки; лобзики; стамески; штангенциркули; сверла перовые; сверла спиральные; угольники; рейсмусы; линейки; ножовки; киянки.

Приспособления: для выпиливания; лобзиком; для пиления; стусло.

Дидактические материалы: плакаты по темам – пиление, сверление, разметка, строгание, точение и другие; технологические карты на изготовление изделий вручную; технологические карты на токарные работы.

- Воспитательная работа:

При организации учебно-воспитательного процесса используются следующие методы и приёмы:

Объяснительно-иллюстративный метод обучения.

(знакомство с готовыми знаниями и образцами деятельности)

Приёмы: беседа, объяснение, рассказ, сообщение, показ действий.

Репродуктивный метод обучения.

(для формирования знаний, умений, навыков)

Приёмы: опрос, задания по образцу.

Проблемно-поисковые (проблемное изложение, частично-поисковые, исследовательские) методы:

(для развития самостоятельности мышления, исследовательских умений, творческого подхода к делу)

Активно используется личностно-ориентированная технология.

Личностно-ориентированная технология обучения помогает создать условия для раскрытия и развития субъектных возможностей каждого ученика, через представленный ему разнообразный и различной сложности дидактический материал.

5. Список литератуты:

  1. «Народное искусство Тверской земли» Калмыкова Л.В., Тверь – 1995 г.
  2. «Звери и птицы славянской мифологии в декоративно – прикладном искусстве» Тверское училище – колледж культуры, Тверь – 1998 г.
  3. «Резчик по дереву» Афанасьев А.Ф., Москва, «Московский рабочий» - 1988 г.
  4. «Обработка древесины в школьных мастерских» Я.В. Ривх, Москва, «Просвещение» - 1984 г.
  5. «Прикоснувшись к дереву резцом» М.Д. Ильяев, Москва, «Экология» - 1996 г.
  6. «Домовая резьба» В.Г. Буриков, В.Н. Власов, Москва, «Нива России» - 1994 г.
  7. «Волшебный мир дерева» Г. Федотов, Москва, «Просвещение» - 1987 г.
  8. «Мозаика и резьба по дереву» Матвеева Г.А., Москва, «Высшая школа» - 1989 г.
  9. «Биоэнергостимулятор универсальный «ВИТА-1» (БИОН-01)» В.В. Григорчук, Е.Л. Мачерет.
  10. «Рефлексопрофилактика утомления» В.А.Захарченко, В.В. Григорчук.

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Бугульминская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 10 VIII вида»

Декоративно-прикладное творчество (проект)

«Резьба по дереву». Изделие «Шкатулка».

Руководитель: Махалов Юрий Михайлович,

учитель технологии

специальной коррекционной школы VIII вида

2014 г

Оглавление

1. Выбор и обоснование темы проекта с.3

2. Цель и задачи проекта с.3

3. Схема обдумывания с.4

4. История и современность декоративной деревообработки с.4

5. Основные параметры и ограничения с.7

6. Развитие идеи с.7

7. Работа над формой шкатулки (варианты) с.8

8. Орнамент шкатулки с.9

9. Требования к изделию с.9

10. Инструменты и оборудование с.10

11. Материалы с.10

12. Технологическая последовательность изготовления шкатулки с.10

13. Контроль качества с.12

14. Техника безопасности при выполнении работы с.12

15. Эколого-экономическое обоснование с.12

16. Использованная литература с.13

    Выбор и обоснование темы проекта.

Занимаясь резьбой по дереву на уроках технологии, ученики смогут изготовить своими руками различные изделия и сделать его эстетически красивым, пусть даже оно будет небольших размеров. В школьной учебной мастерской есть возможность изготовить продукцию для реализации. Изучая образцы различных изделий, оставил свой выбор на изготовлении шкатулки.

Это изделие привлекло тем, что люди любят такие вещи и материала для шкатулки требуется немного. Деревянные вещи создают уют в доме, хранят в себе тепло человеческих рук, а шкатулка с вырезанным узором станет и украшением любой комнаты.

Кроме того, изготовление шкатулки - еще один шаг по ступеньке развития, так как это изделие более сложное в изготовлении. Оно требует больших усилий, умения, точности, аккуратности, знаний. Также оно дает больше возможно стей проявить свои способности.

    Цель и задачи проекта

Цель проекта – изготовить декоративную шкатулку из древесины.

Задачи:

    Изучить историю декоративной деревообработки.

    Определить основную идею проекта.

    Выбрать объект и технологию труда.

    Изготовить шкатулку согласно технологии.

    Провести контроль качества изделия.

3. Схема обдумывания.

Прежде чем приступить к работе над проектом, необходимо четко представлять все основные аспекты своей работы.

4. История и современность декоративной деревообработки.

Шкатулки являются предметом домашнего обихода, и появились они в незапамятные времена. Людям они служат для хранения различных мелких предметов. Предназначение может быть разным. В шкатулках держали деньги, ценные бумаги, письма, фотографии, амулеты. В красивых шкатулках лежали когда-то дуэльные пистолеты.

Но наибольшим спросом шкатулки пользовались у женщин, в них они хранили свои украшения и драгоценности, швейные и вышивальные принадлежности.

В течение многих веков люди изготавливали шкатулки из различных материалов: глины, древесины, камня, металла, стекла, в наше время - из пластмасс. Различались они размерами, конструкцией, по форме (квадратные, круглые, многогранные, овальные). Искусные мастера изготавливали шкатулки с секретами, замочками, инкрустировали их драгоценными каменьями, металлами, слоновой костью. Но самыми разнообразными были шкатулки из древесины, так как этот материал лучше обрабатывается. Ценились шкатулки из ценных пород - ореха, бука, акации, дуба, палисандра, самшита. Если же не было ценной древесины, мастер мог скромную шкатулку украсить богатой резьбой.

На Руси очень ценились работники, которые могли делать вещи из дерева и украшать их резьбой. Большинство людей старалось приобрести себе такие изделия для украшения жилища.

Одним из таких видов была геометрическая или трехгранновыемчатая резьба. В литературе встречаются другие её названия: клинообразная, клиновидная и др.

Это самый доступный по простоте и технологичности (после прорезной) вид резьбы по дереву. По своей сути геометрическая резьба - это повторяющиеся в определенной композиции клинорезные выемки, которые могут различаться по размерам, глубине, по геометрии углов, под которыми производится выемка. Различия могут быть и в количестве граней каждой выемки. Наиболее распространены двух- и трехгранные выемки. Особенное развитие получила именно трехгранная выемка, которая во многих источниках так и называется - трехгранновыемчатая резьба. Привлекательность ее в том, что она позволяет получить неограниченное количество вариантов узоров. Менее часто задействуются четырехгранные выемки, квадратные и прямоугольные, но их исполнение потребует большего мастерства, хотя техника ничем не отличается от предыдущих.

Как подвид геометрической резьбы надо рассматривать и скобчатую резьбу. Основная ее особенность в том, что подрезки (выемки) выполняются не прямой, а полукруглой стамеской. Каждая подрезка выполняется в два приема: сначала подрезка под прямым углом, затем - под острым углом, значение которого определяется характером узора. Основные виды древесины те же, что и в прорезной резьбе. Да и вообще во всех видах резьбы - хвойные, липа, ольха, осина. Можно применять и твердые породы, но переходить на более твердую древесину надо тогда, когда хорошо освоена техника резьбы на мягкой древесине, т. е. от простого к более сложному.

Она состоит из целого ряда азбучных узоров, сочетание которых даёт красивые, выразительные композиции (к разновидностям геометрической резьбы иногда относят и контурную резьбу, если она имеет прямолинейные или циркульные очертания).

Всё многообразие узоров геометрической резьбы практически состоит из сочетания азбучных элементов: с колышка и треугольника, которые можно рассмотреть в любой композиции. Любой, самый сложный геометрический узор можно расчленить на составляющие его элементы, и они окажутся или с колышками, или треугольниками.

В поисках декоративной композиции рекомендуется обра щаться к произведениям народного искусства. У мастеров в разных регионах страны в искусстве геометрической резьбы наблюдаются свои предпочтения, несмотря на то, что исходные элементы этой резьбы везде одинаковы.

Из сочетания треугольников и с колышков, сливающихся в производные узоры (ромбы, цепочки, витейки и т. п.), можно создавать нескончаемое разнообразие сочных, выразительных декоративных композиций на самых различных изделиях.

Для исполнения геометрической резьбы нужен надёжный нож. Это так называемый косой, или сапожный, нож. Он должен быть прочным, крепко сидящим в руке и очень остро отточен ным. Хорошие ножи из обломков широких пил по металлу (из готовляемых из стали Р-18). Отдельные мастера выковывают себе ножи из широких напильников, из старых автомобильных рессор, из внешней обоймы крупных подшипников, вытачивают на электроточиле из обломков дисков фрез по металлу. Хоро шие ножи получаются из полотна косы. Каждый использует те возможности, какие у него есть. Самый простой, но надёжный нож можно изготовить из обычной стамески шириной 20-30 мм. Его вытачивают на наждачном круге.

Для косого ножа делают деревянную или пластмассовую ручку (или, приложив с двух сторон полоски кожи или пороло на, туго обматывают хлорвиниловой изоляционной лентой).

При выполнении геометрической резьбы нож держат крепко в кулаке, упираясь отставленным большим пальцем в ручку ножа. Пальцами другой руки направляют кончик ножа, устанавли вая его на линию рисунка.

Каждый из элементов резьбы легко выполняется после того, как освоено вырезание сколышка и треугольника.

Поверхность с геометрической резьбой может быть допол нена различной отделкой, повышающей декоративную вырази тельность вещи. Отделка деревянной поверхности с геометриче ской резьбой может быть самой различной.

Изделие с геометрической резьбой можно затонировать в серый цвет, используя для этого акварель или жидко разведённую чёрную тушь. После высыхания поверхности (естественная сушка около суток) её шлифуют до светлого дерева. Тёмно-серые геометрические узоры на светлом фоне дерева очень выразительны. Серый цвет может иметь широкие цветовые градации от серо-охристого до холодного серо-голубого. После вышлифовывания тонированной поверхности возможно лёгкое (однослойное) покрытие её жидко разведённым лаком.

Можно сделать резьбу в негативном варианте: заранее затонировать подготовленное под резьбу изделие в темный цвет, например, серый или коричневый. Дать ему высохнуть и по этому фону резать узоры. Светлые, сочные узоры на тёмном фоне создают выразительный декоративный эффект. На выставках прикладного искусства встречаются деревянные изделия, тонированные в светло-фиолетовый цвет (как разведённые чернила) с последующей светлой резьбой по этому фону.

Можно сделать и по заранее лакированной или полированной поверхности. Если отлакировать изделие с естественным цветом дерева, то углублённые узоры получаются матовыми и более светлыми, чем блестящая поверхность предмета. Если же поверхность сначала тонируется, затем лакируется (или полируется), а по ней уже режется узор, то декоративная выразительность изделия значительно повышается.

Заманчив и многообразен мир резьбы со всеми его направлениями, стилями, техникой исполнения. Помимо всего, это приобщение к природе. Приобщение в том смысле, что резчик имеет дело с деревом, своеобразным в своей многоликости материалом, созданным природой. Темы и сюжеты для воплощения в дереве резчик черпает тоже из наблюдений за природой, фантазии которой неисчерпаемы.

Войти в этот мир может каждый, кому небезразличны красота и совершенство, кто хотел бы преумножить достижения в этом направлении, сделать прекраснее свою жизнь, жизнь своих близких, приятно удивить окружающих.

5. Основные параметры и ограничения.

Изделие должно отвечать следующим требованиям:

    Экологически чистое

    Красивое

    Безопасное

    Прочное

    Соответствие выбранной стилистике.

6. Развитие идеи.

Сделав выбор объекта труда, необходимо обдумывать форму шка тулки. Для этого сделали обход по магазинам, рынкам, посмотрев образцы, изучили иллюстрации в книгах по резьбе. Собрав необходимую информацию, проработали такую схему:

Шкатулка

Материалы

Инструмен

ты

Технология отделки

Функция

Форма

Конструкция

Камень

Пластмасса

Металл

Древесина :

    Липа

    Осина

    Тополь

    Береза

    Бук

    Дуб

    Ясень

Рубанок,

ножовка, стамеска, резец, разметочные инструменты,

шлифовальная шкурка

Выжигание

Роспись по дереву

Резьба по дереву

Рабочая

Декоративная

Комбинированная

Круглая

Прямоугольная

Многогранная

Точеная

Клееная

Со съемной крышкой

В итоге определили для себя не только объект труда, но и технологию, и стиль изготовления (резьба), выбрал материал и конструкцию шкатулки. Делая эскизы формы шкатулки учитывали, что она должна быть красивой, удобной в пользовании и посильной в изготовлении.

7. Работа над формой шкатулки (варианты).

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Окончательный вариант формы шкатулки

Форма боковых сторон шкатулки Форма верхней и нижней сторон шкатулки

8. Орнамент шкатулки

9. Требования к изделию.

Название изделия

Шкатулка

Функциональное назначение

Для хранения мелких предметов

Пользователь

Неограниченно

Единичное или массовое производство

Единичное

Размеры

Небольшие

Требования к материалам

Натуральные

Метод изготовления

Резьба по дереву

Внешний вид, стиль

Фольклорный (русский) стиль

Требования с точки зрения безопасности использования

Гладкая, без заусенцев поверхность

Экологические требования

Экологически чистые материалы - древесина

10. Инструменты и оборудование.

Для изготовления изделия понадобятся: рубанок, ножовка, стамеска, резец, разметочные инструменты, шлифовальная шкурка.

Если в орнаменте задуманы детали с небольшими окружностями, их вырезают полукруглой стамеской. Если же нет полукруглых стамесок, окружности вырезают косым ножом. При этом следует помнить: чем меньше диаметр окружности, тем острее должен быть угол заточки клинка (до 30 градусов). Косым ножом можно резать во всех направлениях: на себя, от себя, наклонив его вправо, влево, внутрь окружности, наружу.

    Материалы.

Для контурной резьбы подходят лиственные породы древесины: липа, осина, берёза, ольха. Хвойные породы здесь практически не применяются из-за различной твёрдости составных частей годичного слоя. Соответствующего размера без пороков древесину нужно подготовить под резьбу. Для резьбы по светлой древесине её достаточно прострогать рубанком. Если же задумана композиция на тёмном фоне, дощечку нужно затонировать. Если предполагается блестящая поверхность, нужно её покрыть чёрным лаком, а когда он высохнет, располировать политурой. Тёмную, равномерно затонированную поверхность под резьбу можно подготовить и иначе: выстроганную заготовку протереть жидким раствором столярного клея или клея ПВА. После высыхания клея поверхность шлифуется мелкой наждачной бумагой и вновь покрывается клеем. После повторной шлифовки поверхность дерева оказывается достаточно загрунтованной, чтобы чёрная тушь равномерно легла на неё. Просохшую тушь закрепляют лаком, который затем располировывают. Для тонирования используют самые разные красители: тушь, гуашь, темперу, акварель, анилиновые краски, различные морилки и протравы, марганцево-кислый калий. Поверхность можно оставить матовой, но можно и покрыть светлым лаком (закрепить краску) и отполировать.

12. Технологическая последовательность изготовления шкатулки

Наименование операции

Эскиз

Оборудование, инструменты

Разметить на заготовке стенки шкатулки

Верстак, карандаш, угольник, линейка

Распилить стенки

Ножовка

Выполнить угловые соединения

Верстак, ножовка, стамеска

Склеить стенки шкатулки

Клей, тиски

Обработать верхнюю и нижнюю кромки каркаса

Шлифовальный круг

Приклеить дно и крышку

Клей, тиски

Удалить припуски, обработать шкатулку по форме

Шлифовальный круг

Отшлифовать шкатулку

Шлифовальный круг, шлифшкурка

Наметить место пропила между крышкой и стенками

Карандаш, линейка, ножовка

Разметить орнамент

Карандаш, линейка, циркуль

Вырезать орнамент на шкатулке

Нож-косяк

Покрыть шкатулку лаком

Кисть, лак

Отрезать крышку и зачистить место распила

Ножовка, шлифовальная шкурка

Изготовить и установить петли

2 штуки

Проволока, плоскогубцы, кусачки

Покрыть шкатулку лаком вторично

Кисть, лак

Провести контроль качества

13. Контроль качества.

Готовое изделие должно отвечать следующим требованиям:

    Шкатулка выполнена аккуратно, в соответствии с техно логией.

    Соблюдено единство композиционного решения орнамента и формы изделия.

    Выбранный материал соответствует назначению изделия.

14. Техника безопасности при выполнении работы.

1. Надежно закреплять заготовку при строгании, пилении и резьбе.

2. Работать исправным, налаженным инструментом.

    Для обработки деталей шлифовальным кругом использо вать специальный опорный столик.

    Резец держать в лотке верстака в защитном чехле.

5. Работая резцом, свободную руку держать с противопо ложной стороны от направления резания.

    Пыль, стружку, опилки удалять щеткой-сметкой.

    Работать в хорошо освещенном помещении.

    При лакировании работать в проветриваемом помещении.

    Стамеской резать древесину в направлении «от себя».

10. Во время резьбы следить за чистотой рук.

15. Эколого-экономическое обоснование.

Шкатулка является экологически безвредным, не принося щим опасных последствий здоровью человека изделием, так как изготовлена из чистой древесины. Технология изготовления при соблюдении техники безопасности и санитарно-гигиенических норм также является безопасной.

Определяя цену своей шкатулки, суммировали затраты на материалы, электроэнергию (это составляет себестоимость), отчисления на предполагаемую зарплату, прибыль.

ц = с + п

Себестоимость включает в себя:

С 1 - стоимость древесины;

С 2 - стоимость лака;

Сз - стоимость электроэнергии на станок;

С 4- стоимость наждачной бумаги

С 6 - отчисления на зарплату;

С 7 - стоимость фанеры;

С 8 - стоимость ткани;

С 9 - стоимость материала на петли и замочек;

С 10 - стоимость клея.

Посчитаем себестоимость: С 1 = V 1200 = 0,0003 м 3 1200 = 0,36 р. С 2 =50г x 0,08р. = 4 р.

С 3 =1,5кВт x 1 ч (60 мин) x 2,43 р. = 3,64 р.

С 4= 25 р

С 6 =20ч. x 30 р/ч = 600р.

С 7 = 0,02м 2 80= 1,6 р.

С 8 = 0,06м 2 x 320 = 19,2 р

С 9= 35 рХ 2=70 руб

С 10 = 43 р

С = С 1 + С 2 + С 3 + С 4 + С 6 + С 7 + С 8 = 741 р.

Величина затрат на шкатулку составила 741 р. Если шкатулку продать за 950 р., то получаем прибыль, которую мож но использовать на приобретение материалов:

П = Ц - С = 950 - 741 = 209 р.

Проведя экономические расчеты, сделали вывод, что про дажа оправдывает себя.

Дизайн