Социология семьи. Антонов А.И., Медков В.,Архангельский В.Н

В основе семьи лежат брачные отношения, в которых находят про­явление как естественная, так и социальная природа человека, как материальная (общественное бытие), так и духовная (общественное сознание) сфера социальной жизни. Общество заинтересовано в устойчивости брачных отношений, поэтому оно осуществляет вне­шний социальный контроль за оптимальным функционированием брака с помощью системы общественного мнения, средств социаль­ного воздействия на индивида, процесса воспитания (Трапезнико­ва Т. М., 1987).

Современные социологи определяют брак как «исторически изме­няющуюся социальную форму отношений между мужем и женой, по­средством которой общество упорядочивает и санкционирует их по­ловую жизнь и усматривает их супружеские и родительские права и обязанности» (Харчев А. Г., 1979, с. 66).

Выделение супружества как структурной единицы произошло в историческом аспекте сравнительно недавно в результате серьезных социально-экономических преобразований современного общества, сформировавших условия для равноправного (социального, юриди­ческого, нравственного) мужчины и женщины. Супружество - это личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральны­ми принципами и поддерживаемое присущими ему ценностями. (Голод С. И., 1984).

В данном определении подчеркиваются: неинституциональный характер связи, свойственный супружеству; равноправие и симметрич­ность нравственных обязанностей и привилегий обоих супругов.

Семья представляет собой более сложную систему отношений, она объединяет не только супругов, ной ихдетей, атакже других родствен­ников или просто близких супругам и необходимых им людей (Харчев А. Г., 1979, с. 66).

По определению А. И. Антонова, семья - это основанная на еди­ной общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства-родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи. Антонов считает, что лишь наличие такого триединого отно­шения позволяет говорить о конструировании семьи как таковой в ее строгой форме. Факт одного или двух из названных отношений харак­теризует фрагментарность семейных групп, бывших прежде собствен­но семьями (по причине взросления и отделения детей, распада семьи из-за болезни, смерти ее членов, из-за развода и других видов семей­ной дезорганизации), либо не ставших еще семьями (например, се­мьи молодоженов, характеризующихся только супружеством, но не родительством и кровным родством).

Для всех этих фрагментарных, «осколочных» форм семьи лучше подходит термин «семейная группа», под которой понимается группа людей, ведущих совместное домохозяйство и объединяемых только родством или супружеством (Антонова. И., Медков В. М., 1996).

ФУНКЦИИ СЕМЬИ

Основными функциями семьи, по мнению И. В. Гребенникова (Гре­бенников И. В., 1991), являются:

■ репродуктивная (воспроизводство жизни, то есть рождение де­тей, продолжение человеческого рода);

■ экономическая (общественное производство средств к жизни, восстановление истраченных на производстве сил своих взрос­лых членов, ведение своего хозяйства, наличие своего бюджета, организация потребительской деятельности);

■ воспитательная (формирование личности ребенка, системати­ческое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни, постоянное вли­яние детей на родителей и других взрослых членов семьи);

■ коммуникативная (посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой и искус­ством, влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия, организация внутрисемейного общения, досуга и отдыха).

М. С. Мацковский (1989) основные функции современной семьи дополняет следующими: хозяйственно-бытовой, социально-статусной, эмоциональной, сексуальной, сферой первичного социального конт­роля, сферой духовного общения.

Некоторые авторы выделяют специфические и неспецифические функции семьи (Харчев А. Г., 1968; Антонова. И., Медков В. М., 1996; Навайтис Г., 1999). Согласно А. Г. Харчеву, специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции, это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспо­собленной в определенных исторических обстоятельствах.

Специфические функции семьи, к которым относятся рождение (ре­продуктивная функция), содержание детей (экзистенциальная функ­ция) и их воспитание (функция социализации), остаются, по мнению автора, при всех изменениях общества, хотя характер связи между се­мьей и обществом может изменяться в ходе истории.

Неспецифические функции семьи, связанные с накоплением и пе­редачей собственности, статуса, организацией производства и по­требления, отдыха и досуга, с заботой о здоровье и благополучии чле­нов семьи, с созданием микроклимата, способствующего снятию напряжений и самосохранению. Все эти функции отражают истори­ческий характер связи между семьей и обществом, раскрывают исто­рически преходящую картину того, как именно происходит рожде­ние, содержание и воспитание детей в семье (Антонов А. И., Мед­ков В. М., 1996).

В отдельные исторические периоды семья выполняет все или по­чти все вышеназванные функции, в другие периоды часть из этих фун­кций берет на себя государство.

Г. Навайтис в качестве наиболее важной особенности функций семьи выделяет комплексность. Каждая потребность, удовлетворяемая семьей, может быть удовлетворена и без нее, но только семья позволя­ет удовлетворить их в комплексе, который в случае сохранения семьи не может быть раздроблен или распределен между другими людьми. Такое понимание функций семьи, по мнению автора, позволяет обо­снованно отделить семью от других, похожих на нее по некоторым признакам малых групп (например, пар, поддерживающих постоян­ные сексуальные отношения) (Навайтис Г., 1999). Тот же автор, исхо­дя из семейных функций, перечисляет несколько групп потребностей, удовлетворяемых семьей: потребности, связанные с отцовством и ма­теринством, потребности, связанные с созданием и поддержанием некоторых материальных условий жизни семьи, и потребности в фи­зической и психической интимности (там же, с. 6-7).

СТРУКТУРА СЕМЬИ

Существует множество различных вариантов состава, или струк­ туры, семьи:

■ «нуклеарная семья» состоит из мужа, жены if их детей;

■ «пополненная семья» - увеличенный по своему составу союз: супружеская пара и их дети, плюс родители других поколений, например бабушки, дедушки, дяди, тети, живущие все вместе или в тесной близости друг от друга и составляющие структуру семьи;

■ «смешанная семья» является «перестроенной» семьей, обра­зовавшейся вследствие брака разведенных людей. Смешанная семья включает неродных родителей и неродных детей, так как дети от предыдущего брака вливаются в новую единицу семьи;

■ «семья родителя-одиночки» является хозяйством, которое ведет­ся одним родителем (матерью или отцом) из-за развода, ухода или смерти супруга либо потому, что брак никогда и не был за­ключен (Леви Д., 1993).

А. И. Антонов и В. М. Медков выделяют по составу:

нуклеарные семьи, которые в настоящее время наиболее распро­странены и состоят из родителей и их детей, то есть из двух по­колений. В нуклеарной семье имеется не более трех нуклеарных позиций (отец-муж, мать-жена, сын-брат или дочь-сестра);

расширенные семьи представляют собой семью, объединяющую две или более нуклеарных семей с общим домохозяйством и со­стоящую из трех или более поколений - прародителей, родите­лей и детей (внуков).

Авторы указывают, что, когда надо подчеркнуть наличие в нукле­арной семье, основанной на полигамном браке, двух и более жен-ма­терей (полигиния), или мужей-отцов (полиандрия), тогда говорят о составной, или сложной нуклеарной, семье.

В повторных семьях (основанных на повторном, не первом браке) вместе с супругами могут находиться дети отданного брака и дети кого-либо из супругов, приведенные им в новую семью (Антонов А. И., Медков В. М.)

Е. А. Личко (Личко А. Е., 1979) разработал следующую классифи­кацию семей:

1. Структурный состав:

■ полная семья (есть мать и отец);

■ неполная семья (есть только мать или отец);

■ искаженная или деформированная семья (наличие отчима вме­сто отца или мачехи вместо матери).

2. Функциональные особенности:

■ гармоничная семья;
■ дисгармоничная семья.

Существуют различные классификации типов распределения ро­лей в семье. Так, по И. В. Гребенникову, существует три типа распре­ деления семейных ролей:

■ автономный -муж и жена распределяют роли и не вмешивают­ся в сферу влияния другого;

■ демократический - управление семьей лежит на плечах обоих супругов примерно в равной мере.

Типы семейных структур по критерию власти (Антонов А. И., Мед­ков В. М., 1996) разделяют на:

■ партриархальные семьи, где главой семейного государства яв­ляется отец,

■ эгалитарные семьи, в которых нет четко выраженных семейных
глав и где преобладает ситуативное распределение власти меж­ду отцом и матерью.

Демографический энциклопедический словарь. - М., 1985.

Народонаселение: энциклопедический словарь. - М., 1994.

Современная демография. Под ред. А.Я. Кваши и В.А. Ионцева. - М., 1995.

Население мира: демографический справочник. /Сост. В.А. Борисов. - М., 1989.

Всесоюзная перепись населения 1989 года. - М., 1987.

Антонов А.И. Социология рождаемости. - М., 1980.

Антонов А.И., Борисов В.А. Кризис семьи и пути его преодоления. /Препринт научного доклада. - М., 1990.

Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. - М., 1996.

Архангельский В.Н. Воспроизводство населения России. - М., 1998.

Бедный М.С. Демографические факторы здоровья. - М., 1984.

Бедный М.С. Мальчик или девочка? (Медико-демографический анализ). Изд. 2-е, перераб. и дополн. - М., 1987.

Бестужев-Лада И.В. Нормативное социальное прогнозирование: возможные пути реализации целей общества. - М., 1987.

Белова В.А., Дарский Л.Е. Статистика мнений в изучении рождаемости . - М., 1972.

Бойко В.В. Рождаемость: социально-психологические аспекты. - М., 1985.

Борисов В.А. Перспективы рождаемости. - М., 1976.

Борисов В.А., Синельников А.Б. Брачность и рождаемость в России: демогра­фический анализ. - М., 1995.

Волков А.Г. Семья - объект демографии. - М., 1986.

Волков А.Г. Семья глазами демографа. - М., 1989.

Урланис Б.Ц. Народонаселение: исследования , публицистика. - М., 1976.

Урланис Б.Ц. Эволюция продолжительности жизни. - М., 1978.

Урланис Б.Ц. Избранное. - М., 1985.

Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы (социаль­но-демографическое исследование). - М., 1978.

Шелестов Д.К. Историческая демография. - М., 1987.

Шнейдерман Н.А. Откровенный разговор: рождаемость и меры ее регулирова­ния. - М., 1991.

Эченике В.Х. США: Демография и бизнес. Научно-аналитический обзор. - М., 1993.

Социология семьи отрасль социологии, изучающая семью. В сферу исследований данной отрасли входит: изучение функционирования семьи как социального института и малой группы, структуры и функций семьи, брачно семейные отношения, образцы… … Википедия

Энциклопедия социологии

Социология семьи - отрасль социологии, изучающая закономерности возникновения, функционирования и развития семьи как социального феномена, сочетающего в себе черты социального института и малой социальной группы. С. с. развивается в двух направлениях. Первое… … Социологический справочник

Отрасль социологии, объектом исследования которой служит семья как социальный институт и как малая группа. Осн. проблемы, изучаемые С. с., – это структура и функции семьи, тенденции ее развития в совр. обществе, ее место в социальной структуре,… … Философская энциклопедия

СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ - (sociology of the family) социологическое исследование, направленное на описание и объяснение образов жизни семьи и разновидностей ее структуры. В этом смысле направление тесно пересекается с изучением родства. Одна из линий прослеживается в… … Большой толковый социологический словарь

Социология семьи - область социологии, изучающая формирование, развитие и функ­ционирование семьи, брачно семейных отношений в конкретных культурных и социально экономических условиях. При анализе семьи как социального института обычно рассматри­ваются не… … Экология человека

СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ - англ. sociology of family; нем. Familiensoziologie. Отрасль социологии, изучающая развитие и функционирование семьи как соц. института и малой группы; брач но семейные отношения, образцы семейного поведения, характерные для того или иного типа… … Толковый словарь по социологии

СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ - см. ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОЙ СЕМЬИ, СЕМЬЯ … Российская социологическая энциклопедия

СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ - отрасль социологии, изучающая С. (Семья) социальную систему воспроизводства человека, основанную на кровном родстве, браке или усыновлении, и объединяющую людей общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Одна из… … Социология: Энциклопедия

СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ - (SOCIOLOGY OF THE FAMILY) Исследование институционализации физического воспроизводства людей и определения места детей как продукта союза между полами в системе родства. Современные социологические подходы к семье связаны с двумя проблемами. (1)… … Социологический словарь

- (франц. sociologie, букв. учение об обществе, от лат. societas общество и греч. слово, учение), наука об обществе как целостной системе и об отд. социальных институтах, процессах и группах, рассматриваемых в их связи с общественным целым … Философская энциклопедия


  • Борисов В.А. Демография (4-е изд.). М. 2004;

  • Борисов В.А. Демографическая дезорганизация России:1897-2007. М., 2007.

  • Карлсон А. Общество-семья-личность: социальный кризис Америки. Пер. с англ. под ред. А.И.Антонова. М. 2003.

  • Медков В.М. Демография. Ростов-на-Дону, из-во «Феникс», 2002

  • Синельников А.Б. Трансформация семьи и развитие общества. М.: КДУ, 2009.

  • Социология семьи: Учебник // под ред. Антонов А.И. М. 2010.

  • Урланис Б.Ц. Войны и народонаселение Европы. М.1960;

  • Филлипс Ч.Т. Феминизм и семья. Историко-социологический анализ. Отв. ред. А.И.Антонов М., 2002.

  • Carlson A. The Swedish Experiment in Family Politics- the Myrdals and the Interwar Population Crisis. New Brunswick –London. 1990

  • Van de Kaa, D. Second demographic transition. In: P. Demeny & G. McNicoll (eds.), Encyclopedia of population. New York etc.: McMillan Reference USA. 2003.

    Дополнительная литература


    1. Антонов А.И. Современные демографические тенденции и аналитические прогнозы, проблемы семейно-демографической политики в социальном государстве // Социальное государство. Сборник для докладов. М., 2010

    2. Антонов А.И. Политическая демография: проблемы противодействия упадку семьи и депопуляции.// Демографические процессы и семейная политика: региональные проблемы. Материалы российской демографической конференции в г. Липецке. М., 1999.

    3. Демографические исследования. Отв. ред. А.И. Антонов. М.: КДУ, М., 2009
    4. Антонов А.И. Кризис свободы: государство, семья и социальная дезорганизация». Доклады 2-го Всероссийского социологического конгресса. Т.1. М.2004.


    5. Антонов А.И. Демография в эру депопуляции. // Демографические исследования. Отв. ред. А.И. Антонов. М.КДУ.2009. С.9-22.

    6. Антонов А.И., Мацковский М.С. (ред. русского изд.).Семья на пороге третьего тысячелетия. Сокращ. вариант америк. изд. Family Before and After Perestroika: US and USRR Persреctives. Eds. Antonov A., Hogan Janice, Maddock J., M. Matskovsky. New Jersey. 1994.

    7. Борисов В.А. Рецензия на книгу «Почему вымирают русские». - Демографические исследования. 2005. 2// http://demographia.ru….

    8. Варданян Р.А. Женский электорат России // Народонаселение", 2000, 2.

    9. Демографическая модернизация России, 1900-2000. Под ред.А.Вишневского.

    10. Жиромская В.Б. Демографическая история России в 1930-е годы. Взгляд в неизвестное. М., 2001.

    11. Исупов В.А. Демографические катастрофы и кризисы в России в первой половине ХХ века: историко-демографические очерки. -Новосибирск. 2000.

    12. Гендерная реконструкция политических систем. Редакторы-составители сборника: Степанова Н.М., д.и.н., Кириченко М.М., к.с.н., Кочкина Е.В. СПб.: ИСПГ-Алетея, 2003. - С. 991.

    13. Кваша А.Я. Политическая демография. Гл.10 // Демография. Под ред. Д.И.Валентея. М. Из-во Высшая Школа. 1977.

    14. Карлсон А. Шведский эксперимент в демографической политике. М. 2009. Из-во ИРИСЭН. Введение, Глава 1, 2, Глава 7 «Применение наук об обществе и злоупотребление ими». СС. 11- 62, 247- 264.

    15. Кваша А.Я. Демографические потери СССР во Второй мировой войне. // Вестник МГУ. Серия «Экономика».1993.4.

    16. Клупт М.А. Демографическая повестка ХХI века: теории и реалии // Социологические исследования 2010. 8, c.60-71.

    17. Клупт М.А. Демография регионов Земли. СПб.: Питер, 2008. - 347 с.

    18. Левада Ю.А. Структура российского электорального пространства // Мониторинг общественного мнения. 3 (23), май-июнь, 1996. С. 7.

    19. Миграция и развитие. Доклады межд. конф. Вып.20 серии «Международная миграция населения: Россия и соврем. мир». Под ред. В.А.Ионцева и др. М.2007.

    20. Оконешникова С. Феминизм и семейно-демографическая политика Швеции 1930-х гг. // Демографические исследования», 7, 2010. - http://www.demographia.ru/articles_N/index.html?idR=5&idArt=1086 .

    21. Рыбаковский Л.Л. Людские потери СССР и России в Великой отечественной войне. 2-е изд. М., 2010.

    22. Свен-Отто Литторин. Крушение социалистического мифа. Расцвет и упадок государства благосостояния в Швеции // Серия «Встречная мысль». - Москва-Минск: «Полифакт», 1991.

    23. Семья на пороге третьего тысячелетия. Гл. научн. ред. А.И.Антонов, М.С. Мацковский, Дж.Мэддок, М.Дж.Хоган. Гл. 8 «Социальная политика и семья в США и бывшем СССР (опыт полемики: Ш. Циммерман и А.Антонов). М. 1995.

    24. Синельников А.Б. Кто заинтересован в повышении рождаемости – государство или семья? // Семья в России. – 1995. – 3-4. – C. 58-70.

    25. Синельников А.Б. Что более приемлемо для населения: стимулирование рождаемости или приток иммигрантов? // Демографические исследования. 2006, 1. http://www.demographia.ru/articles_N/index.html?idR=5&idArt=569

    26. Эрлихман В.В. Потери народонаселения в ХХ веке. Справочник. М. Русская панорама. 2004, С.5-35.

    27. Поляков Л.Е. Цена войны. Демографический аспект. М.1985.

    28. R. Lesthaeghe & K. Neels: "From the First to the Second Demographic Transition - An Interpretation of the Spatial Continuity of Demographic Innovation in France, Belgium and Switzerland", European Journal of Population, 2002. vol. 18(4): 225-260

    29. Shirley Zimmerman. Understanding Family Policy. Theoretical Approaches. 1988. California. Sage Publications.

    30. Van de Kaa, D. J. Europe’s Second Demographic Transition. Population Bulletin, 42 (1), Washington, The Population Reference Bureau. 1987.
    программное обеспечение:

    программа составления демографических прогнозов (prognosis.exe)

    программа SPSS – "статистический пакет для социальных наук"

    Интернет-ресурсы:

    www.nir.ru/socio/scipubl/socjour.htm - Социологический журнал.

    www.nir.ru/socio/scipubl/socis.htm - Журнал «Социологические исследования»

    www.demographia.ru - Научный интернет-журнал «Демографические исследования»

    www.demoscope.ru -Демографический еженедельник Центра демографии и экологии человека РАН «Демоскоп Weekly»

    www.gks.ru – официальный сайт Росстата

    www.socpol.ru – сайт независимого Института социальной политики

    www.gallup.com – сайт Американского института общественного мнения (American Institute of Public Opinion).

    www.ggp-i.org – база данных международного исследования «Поколения и гендер» («Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе»).

    www.europeansocialsurvey.org - база данных международного Европейского социального исследования.

    www.ess-ru.ru – сайт, посвященный проведению международного Европейского социального исследования в России, включая анкету на русском языке.

    www.cessi.ru – сайт Института сравнительных социальных исследований

    Материально-техническое обеспечение дисциплины

    Учебно-вспомогательные аудитории:


    • Компьютерный класс

    • Аудитория также должна быть оснащенной современным компьютером с подключенным к нему проектором и колонками. Также в аудитории должен быть настенный экран, или иное аналогичное по функциональному назначению оборудование.

    9. Оценочные средства итогового контроля освоения дисциплины

    9.1. Вопросы для подготовки к зачету


    1. Предмет политической демографии

    2. Место политической демографии в системе демографических наук (наряду с экономической демографией, медицинской демографией, исторической демографией и т.д.)

    3. Политическая демография как смежная научная дисциплина на стыке демографии и политологии.

    4. Кризис семьи это «упадок – деградация» или «перестройка – возрождение»?

    5. Фамилизм и феминизм – различие подходов к семейной политике.

    6. Может ли быть семейная политика противосемейной и какие цели делают ее просемейной?

    7. Есть ли у общества потребность в детях?

    8. Функции семьи по отношению к обществу и личности.

    9. Социальная поддержка семей и семейная политика – их соотношение.

    10. Отличие семейной политики от социальной и демографической.

    11. Перехват государством и обществом специфических функций семьи.

    12. Семейная политика в России и в СССР: исторические этапы.

    13. Как соотносится семейная политика с социальной работой в семье?

    14. Семейная политика ДНК – что это?

    15. Фамилизм и модернизм как теоретические подходы к изучению семьи.

    16. Следует ли выделять политическую демографию в качестве особой научной дисциплины?

    17. Можно ли считать, что политическая демография охватывает более широкий круг проблем, чем демографическая политика?

    18. Концепция первого демографического перехода.

    19. Концепция второго демографического перехода.

    20. Концепция третьего демографического перехода.

    21. В каком обществе (доиндустриальном, индустриальном, постиндустриальном) происходят первый, второй и третий демографические переходы?

    22. Возможны ли первый, второй и третий демографический переход в политически нелиберальном обществе - тоталитарном или авторитарном?

    23. Какой характер носит связь между демографической ситацией и феминизмом как политическим движением?

    24. Пронаталистическая политика в условиях различных политических режимов.

    25. Антинаталистическая политика и политическая система.

    26. Всегда ли пронатализм связан с тоталитаризмом, а антинатализм с либерализмом?

    27. Влияние политического либерализма на социальный институт семьи.

    28. Как соотносится планирование семьи «сверху» (со стороны государственных инстанций и международных организаций) и «снизу» (со стороны самих семей)?

    29. Ювенальная юстиция – нужна ли она в современной России?

    30. Законы о предотвращении насилия в семье – какими могут быть их последствия?

    31. Возможна ли научно обоснованная политика контр - депопуляции?

    32. Социальная политика государства «всеобщего благоденствия» как фактор усиления депопуляции и кризиса семьи.

    33. Предоставление особых льгот и привилегий неполным семьям, как фактор роста их численности

    34. Может ли теория институционального кризиса семьи стать концептуальной основой пронаталистической и просемейной демографической политики?

    35. Различие между либеральными и неоконсервативными стратегиями решения демографических проблем.

    36. Политические аспекты международной миграции.

    37. Может ли приток иммигрантов компенсировать естественную убыль коренного населения России и других европейских стран?

    38. Влияние изменений в демографических структурах на итоги выборов

    39. Роль меньшинств при принятии политических решений в условиях мажоритарной и пропорциональной избирательной системы.

    40. Возможно ли точное следование принципу: «один человек – один голос» при мажоритарной и при пропорциональной системах?

    41. Осознает ли население негативные последствия сокращения своей численности?

    42. Может ли демократическое государство проводить демографическую политику, не одобряемую большинством населения?

    43. Разрешимо ли противоречие между потребностью большинства семей в малодетности и демографическими интересами государства?
    9.2. Критерии оценки знаний студентов на зачете

    Оценка – это определение степени усвоения обучаемыми знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями программ и руководящих документов обучения.

    «ОТЛИЧНО» ставится в том случае, если обучаемый глубоко изучил учебный материал и рекомендованную литературу, последовательно и исчерпывающе отвечает на поставленные вопросы.

    «ХОРОШО» ставится тогда, когда обучаемый твердо знает материал и отвечает без наводящих вопросов и разбирается в рекомендованной литературе.

    «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» ставится при условии, если обучаемый знает лишь основной материал, путается в рекомендованной литературе, а на заданные вопросы отвечает недостаточно четко и полно.

    «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» ставится в том случае, когда обучаемый не смог достаточно полно и правильно ответить на поставленные вопросы и не знает рекомендованной литературы.

    9.3. Задания для проверки самостоятельной работы студентов в течение семестра

    Тест (пример)
    1. Для какой системы проведения выборов НЕ требуются данные переписи населения?

    4. Данные переписи вообще не нужны для проведения выборов
    2. Для какой системы проведения выборов и формирования парламента характерно более адекватное представительство в парламенте разных групп населения, имеющих определенные социальные, экономические и политические интересы?

    1. Для мажоритарной системы (по территориальным округам)

    2. Для пропорциональной системы (по партийным спискам)

    3. И для той, и для другой системы

    4. Для смешанной системы (одна часть депутатов избирается по территориальным округам, другая - по партийным спискам).
    3. Для какой системы проведения выборов и формирования парламента характерно более заметное влияние на принятие политических решений со стороны депутатов, представляющих интересы сравнительно небольших групп населения?

    1. Для мажоритарной системы (по территориальным округам)

    2. Для пропорциональной системы (по партийным спискам)

    3. Для смешанной системы (одна часть депутатов избирается по территориальным округам, другая - по партийным спискам).

    4. Ни при мажоритатрной, ни при пропорциональной системе эти депутаты практически не влияют на принятие политических решений
    4. В мировой практике система выборов по территориальным округам чаще всего применяется…

    1. В президентских республиках

    2. В парламентских республиках

    3. И в тех, и в других в равной мере

    4. В конституционных монархиях
    5. Для какой системы правления менее характерны правительственные кризисы?

    1. Для президентской республики

    2. Для парламентской республики

    3. И для президентской и для парламентской республики в равной мере

    4. Для конституционной монархии
    6. Почему избирательное законодательство США дает возможность стать президентом тому из кандидатов, за которого проголосовало меньшее число избирателей, чем за его противника?

    1. Выборы в США непрямые. В коллегии выборщиков, которые выбирают президента, места распределяются не пропорционально численности населения каждого штата, а с преимуществами для штатов с малой численностью населения.

    2. Почти во всех штатах действует принцип: «победитель забирает все». То есть, если в каком-то штате 51% избирателей проголосовали за Обаму, а 49% - за Маккейна, то все выборщики от этого штата обязаны голосовать за Обаму.

    3. Оба объяснения верны.

    4. Эта возможность чисто теоретическая, а на практике президентом всегда становится тот, кто получает большинство голосов избирателей.
    7. Почему на президентских выборах 2002 года во Франции Ле Пен получил около 20% голосов, а на парламентских выборах, состоявшихся через месяц, его партия «Национальный фронт» не получила ни одного места из 600 мест в Национальном Собрании?

    1. Во Франции существует мажоритарная избирательная система

    2. За месяц после поражения на президентских выборах Ле Пен утратил всякую популярность.

    3. Оба объяснения верны

    4. Кандидаты в депутаты от партии «Национальный фронт» не были допущены к выборам в Национальное Собрание.
    8. Какой электоральный барьер предусмотрен законодательством Российской Федерации для выборов в Государственную Думу? (на выборах 2007 года).

    4. В Российской Федерации вообще отсутствует электоральный барьер.
    9. В Российской Федерации при проведении выборов в Государственную Думу в 1990-х годах применялась…

    1. Мажоритарная система (по территориальным округам)

    2. Пропорциональная система (по партийным спискам)

    3. Смешанная система (одна часть депутатов - по территориальным округам, другая - по партийным спискам).

    4. Смешанная система (часть депутатов - от территориальных округов, часть – от общественных организаций, как на Съезд народных депутатов в 1989 г.)
    10. Что препятствует точному соблюдению принципа «один человек – один голос»?

    1. Мажоритарная система – невозможность так провести границы территориальных округов, чтобы численность избирателей во всех них была одинаковой.

    2. Пропорциональная система – электоральный барьер приравнивает к нулю голоса сторонников малых партий, которые не преодолели этот барьер.

    3. Ни при той, ни при другой системе точное соблюдение этого принципа невозможно.

    4. И при той, и при другой системе данный принцип соблюдается в точности
    11. При какой системе депутаты могут быть отозваны своими избирателями еще до новых выборов за невыполнение предвыборных обещаний?

    1. При мажоритарной системе

    2. При пропорциональной системе

    3. И при той, и при другой системе

    4. Ни при той, ни при другой системе
    12. При каких условиях меньшинства (национальные, расовые, религиозные, социальные) и их представители в парламентах могут сыграть определяющую роль при решении политических вопросов?

    1. В условиях, когда представители этих меньшинств проявляют высокую степень единодушия в отношении данных вопросов.

    2. В условиях, когда среди представителей доминирующего в данной стране большинства нет достаточной степени единодушия в отношении данных вопросов.

    3. Только при сочетании двух вышеуказанных условий

    4. Ни при каких условиях
    13. Что препятствует решению демографических проблем в условиях демократии?

    1. Демографические проблемы носят долговременный характер, а парламенты избираются лишь на несколько лет, президентом же нельзя быть более двух сроков подряд.

    2. Даже если демографическая политика государства приведет к повышению рождаемости, это не обязательно прибавит президенту и депутатам, желающим избрания на новый срок, голосов на следующих выборах.

    3. Оба объяснения верны


    14. Почему демографическая политика, направленная на рост или хотя бы на стабилизацию численности населения, не может быть основана на принципе: «демократическое государство должно идти навстречу пожеланиям большинства»?

    1. Большинство семей не хочет иметь больше двух детей ни при каких условиях

    2. Большинство населения возражает против прибытия в страну иммигрантов

    3. Оба объяснения верны

    4. Ни одно из этих объяснений не является верным
    15. Когда к убыли населения НЕЛЬЗЯ относиться позитивно или нейтрально?

    1. Когда демографическая ситуация оценивается по демократическим критериям

    2. Когда демографическая ситуация оценивается по экологическим критериям

    3. Когда демографическая ситуация оценивается по экономическим критериям

    4. Когда демографическая ситуация оценивается по демографическим же критериям

    Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПООП ВПО по направлению подготовки «Социология».

    Разработчики :

    Эксперты :

    Примерная программа

    Наименование дисциплины «Социологические основы маркетинга»

    040100 Социология
    Квалификация (степень) выпускника - бакалавр


    1. Цель изучения дисциплины
    Цель курса дать систематизированное представление о концептуальных направлениях современной теории маркетинга как одного из ключевых направлений экономической социологии, сформировать у студентов компетенции в решении актуальных проблем развития комплекса маркетинга на современных предприятиях.

    Программа включает темы, раскрывающие роль маркетинга и потребления в современном обществе, их культурных основ и глобальных измерений. Освоение социологических основ маркетинговой деятельности дает возможности для развития у обучающихся стратегического мышления в сфере будущей профессиональной деятельности.

  • А.И. Антонов, В.М. Медков

    Российской Федерации по высшему образованию

    в качестве учебного пособия для студентов

    высших учебных заведений, обучающихся

    по направлению и специальности "Социология"

    ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

    ИЗДАТЕЛЬСТВО МЕЖДУНАРОДНОГО УНИВЕРСИТЕТА

    БИЗНЕСА И УПРАВЛЕНИЯ

    ("БРАТЬЯ КАРИЧ")

    Рецензенты:

    академик РАО И.В. Бестужев-Лада,

    социологический Факультет Московского

    государственного социального университета

    Печатается по постановлению

    Редакционно-издательского совета

    Московского университета

    Антонов А.И., Медков В.М.

    А72 Социология семьи. М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международ-ного университета бизнеса и управления ("Братья Карич"), 19%. -304с.

    ISBN 5-211-03485-6

    В учебном пособии обобщен опыт преподавания социологии семьи студентам-соцнологам. В нем отражены основные разделы социологии семьи: предмет

    этой науки и ее место среди других гуманитарных дисциплин, история станов-ления, структуры и функции семьи, семья как малая группа и как социальный институт, основные тенденции семейных изменений и их социально-экономи-ческая детерминация, семейное поведение, проблемы семейной политики.

    Издание рассчитано на студентов и преподавателей социологических фа-культетов, факультетов и вузов социальной работы, на психологов, демогра-фов, социальных работников, специалистов других общественных наук, а так-же на всех, интересующихся проблемами семьи и брака.

    Стр. ПРЕДИСЛОВИЕ.................... 5

    ПРИГЛАШЕНИЕ К ЗАНЯТИЯМ: тест на информирован-ность.......................... 12

    СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ СОЦИОЛОГИИ

    Глава 1. Предмет социологии семьи........... 21

    Глава 2. Становление социологии семьи как самостоятель-ной дисциплины................ 36

    Глава 3. Понятие семьи. Функции и структуры...... 64

    Раздел II СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ СЕМЬИ

    Глава 4. Исторические изменения семьи как социального

    института................... 93

    Глава 5. Семейное единство и жизненный цикл семьи... 114

    Глава 6. Семейная социализация............. 124

    Раздел III

    СЕМЬЯ КАК ОБЪЕКТ ПОТРЕБНОСТЕЙ

    ЛИЧНОСТИ И ТИПЫ

    СЕМЕЙНОГО ПОВЕДЕНИЯ

    Глава 7. Брачное поведение............... 150

    Глава 8. Сексуальное поведение............. 171

    Глава 9. Репродуктивное поведение........... 201

    СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ И СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ

    Глава 10. Семейная политика.............. 242

    Глава 11. Социальная поддержка семей.......... 263

    ТЕСТ НА ИНФОРМИРОВАННОСТЬ: интерпретации от-ветов на вопросы.................... 284

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................ 298

    ПРЕДИСЛОВИЕ

    Во всех зарубежных и в большинстве отечественных учебниках по социологии непременно имеются разделы по семье и по социали-зации детей. И это неудивительно: семья является важнейшим со-циальным институтом воспроизводства и социализации новых поко-лений.

    Именно социокультурное происхождение семьи всегда привле-кало к ней внимание всех крупнейших социологов, начиная от классиков и кончая нашими современниками. Из всех социаль-ных институтов именно семья, по удачному выражению круп-нейшего польского социолога Я. Щепаньского, является единствен-ным "разрастающимся изнутри". Но это "саморазрастание" надо понимать двояко и не сводить лишь к демографическому воспро-изводству, которое как таковое, согласно Т. Парсонсу, не требует для себя специфической организации в форме семьи. Поскольку же "человеческая личность не "рождается", а "делается" через про-цесс социализации, постольку именно семья становится необходи-мостью..." 1 .

    При обилии учебников и учебных пособий по семье и браку на Западе бросается в глаза их отсутствие у нас. И это вполне понятно, так как до самого недавнего времени в стране не было социологиче-ских факультетов и о специализации в области социологии семьи не могло быть и речи. Хотя выборочные исследования брачно-семейных отношений и репродуктивного поведения получили достаточно ши-рокое распространение.

    Возможно, функцию учебников до некоторой степени выполняли монографии, которых, однако, также было не ахти как много - десятка два-два с половиной, что несопоставимо, разумеется, с пото-ком аналогичной литературы за рубежом.

    Поэтому предлагаемая читателям книга по основам социологи-ческого изучения семьи восполняет этот пробел, но лишь частично.

    По своему содержанию она является введением в социологию семьи, из всего многообразия социологической проблематики семьи в нее включено лишь то, без чего невозможно понимание сущности семьи. Книга знакомит с понятиями и концепциями, методологией и методами, а также с содержательными результатами исследований социокультурной сущности семьи. В основу учебного пособия поло-жен курс лекций, читавшийся в 1992-1994 гг. на социологическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова. Это определило направ-ленность на выяснение социологического значения семьи как по-средника между несовпадающими устремлениями личности и об-щества.

    Семья - объект исследования многих наук и может быть когда-нибудь возникнет фамилистика как воплощение междисциплинар-ного, системного подхода к семье. В социологии семьи эта тенденция реализуется в требовании целостного исследования семьи как со-циального института и социально-психологической группы. Данное учебное пособие и посвящается именно такому фундаментальному изучению социальной сущности семьи.

    Какова бы ни была специализация социологов и к какой бы сфере социальной деятельности ни тяготели их интересы, знания о положении семьи в обществе, о соотношении семьи с другими социальными институтами и о роли семьи в стабилизации соци-альной структуры, безусловно, окажутся полезными для понима-ния социальных изменений и решения множества социальных про-блем.

    ПОЧЕМУ УСИЛИЛСЯ ИНТЕРЕС К СЕМЬЕ?

    В числе тех явлений общественной жизни, интерес к которым среди этнографов и социологов за последние десятилетия особенно оживился, одно из первых мест занимает семья. Правда, эта тема для этнографов не нова: историко-этнографическое изучение семьи и се-мейных обычаев зародилось более ста лет тому назад. Но, во-первых, никогда прежде не появлялось за корот-кое время так много научных трудов, посвященных семье и браку, как теперь. Во-вторых, сбор и обработка мас-сового (статистического) материала, особенно по отдель-ным странам (США и др.), позволили поставить изуче-ние семейной жизни народов на почву конкретных фак-тов. В-третьих, замечается тенденция связать воедино данные сравнительно-этнографических, исторических и

    социологических исследований и наметить, хотя бы пред-положительно, общее направление развития семьи и бра-ка и их ближайшее и дальнейшее будущее. Так или ина-че, но, по некоторым подсчетам, за первую половину на-шего века (точнее, за 1900-1960 гг.) только в странах Запада было опубликовано около 12 тыс. книг и статей, посвященных семье. В чем причина такого необычайно-го "бума" в области изучения брака и семьи? Конечно, на-ука имеет свою имманентную логику развития. Но здесь нельзя отрицать и прямое воздействие общественных настроений, вызвавших повышенный интерес к семейной теме.

    Токарев С.А. Исследование семьи в зарубежной социологичес-кой и этнографической литературе (краткий историографический обзор) // Этносоциальные аспекты изучения семьи у народов зарубежной Европы. М., 1987. С. 15.

    В XIII томе библиографического перечня литературы по браку и семье, изданному в США Национальным Советом по Семейным Отно-шениям в 1988 г., приводятся следующие данные по числу статей, публи-куемых в научных журналах мира по проблемам семьи: в 1900-1964 гг. - 12610 статей, в 1965-1972 гг. - 6436, в 1973-1974 гг. - 3502, в 1975-1978 гг. - 6315, в 1979 г. - 3963, в 1980-1985 гг. - 18308, в 1986 г. - 8688! В бывшем СССР в 1968-1983 гг. было опубликовано примерно 300 статей, сборников статей и монографий по проблемам брака и семьи.

    Социологический подход к изучению семьи не сводится к понима-нию семьи как подсистемы общества, выполняющей специфические функции по рождению, содержанию и социализации новых поколе-ний. Семья как социальный институт не есть простой исполнитель заданных свыше функций. Она активный элемент и агент социаль-ных изменений. Семейная жизнедеятельность вплетена в социаль-ную реальность - арену столкновения многообразных социальных сил, участвующих в процессах социальной дифференциации и спе-циализации.

    С этой точки зрения социология семьи - это фокусировка вни-мания на организации деятельности социальной системы по смене поколений в постоянном круговороте "экзистенциального" цикла бытия. Как обеспечивается преемственность поколений, что теряется и что приобретается при передаче опыта от уходящих к приходя-щим вновь продолжателям социальной жизни, за счет чего дости-гается устойчивость социальных структур и механизмов, каким об-

    разом происходят радикальные преобразования основ общественного порядка в ходе истории - вот стратегические цели институцио-нального исследования семьи как особого социокультурного фено-мена.

    Активная роль семьи в изменении социальных отношений и всего строя жизни отображается и в анализе семьи как малой социальной группы. Функционирование социальной системы лучше осуществля-ется при локализации связок социальных действий, при структури-ровании отношений, а не тогда, когда элементы социальной системы остаются относительно разрозненными. Семья как первичная группа обладает такими качествами семейной жизнедеятельности, которые не позволяют сводить ее к простой сумме входящих в ее состав индивидов.

    В социологии групповой подход к изучению семьи концентри-руется не просто на выяснении особых качеств семьи как соци-ально-психологической целостности, но на тех ее свойствах, которые оказываются притягательными для эгоцентрических индивидов и благодаря которым становится возможным устойчивое функцио-нирование семьи как подсистемы, выполняющей важные социальные функции. Именно эта посредническая роль семьи в согласовании интересов личности и общества (государства) является предметом собственно социологического исследования семьи. Степень согласо-ванности-рассогласованности этих интересов определяет многооб-разные последствия для личности, семьи и общества, что и фик-сируется в социологии семьи.

    Образовательные программы в области семейных отношений для слушателей социологических и социальных факультетов от-личаются академической направленностью на освоение теорий семьи и семейной политики, опыта выборочных исследований семьи и практики семейной терапии и семейного консультиро-вания. ,

    Практическая ориентированность в большей мере присуща повы-шению уровня "семейного образования" в рамках недостаточно раз-витой сегодня у нас подготовки администраторов, политиков, кон-сультантов, а также в пределах пока отсутствующей системы семей-ного образования для населения - учебные материалы в этих целях еще только предстоит готовить на основе информации о семейной жизнедеятельности. .,

    Данный курс построен таким образом, чтобы показать происходя-щие в обществе изменения с учетом их преломления сквозь призму семейных изменений. Социальные изменения уходят своими корня-

    ми в глубину взаимосвязи между социальными институтами, в изме-нение положения семьи среди них. Важно при этом рассмотреть, как активные формы семейного бытия и семейного поведения личности участвуют своими результатами в итоговых тенденциях не только трансформации семьи как социального института, но и в процессах социальной динамики.

    Учебные пособия по социологии семьи могут строиться в зависи-мости от специфики авторских предпочтений весьма своеобразно. Многие учебники ориентированы на использование естественного интереса студентов к проблеме пола, брака и родительства и идут обычно от частного к общему в расположении материала. Иногда содержание привязывается к последовательным стадиям жизненного цикла личности и семьи, реже в основу кладется подход, при кото-ром постепенно анализируются все принимаемые личностью семей-ные решения.

    В данной книге, ориентированной прежде всего на слушателей факультетов социальных наук, анализ семейных отношений на-чинается с рассмотрения их на макроуровне, в контексте социаль-ных институтов и институциональных взаимосвязей. Затем он опу-скается ниже, на уровень социальнозначимых проявлений жиз-ненного цикла семьи, на микроуровень межличностных взаимо-действий внутри самой семьи. Завершается он изучением раз-личных типов семейного поведения личности, индивидуального восприятия семейного образа жизни всеми членами семьи.

    Такой подход к изложению позволяет понять судьбы семьи в ходе истории, положение семьи среди социальных институтов в системе государственного управления, определить, как становится возмож-ным осуществление макросоциетальных функций семьи через ана-лиз специфики потребности в самой семье для личности. При этом оказывается возможным объяснить степень устойчивости семьи как автономного феномена посредством выявления степени согласован-ности интересов личности и общества (государства), связанных с существованием семьи.

    Заключительный раздел посвящен обсуждению проблем, возни-кающих при несовпадении заинтересованности в семье со стороны общества (государства) и личности, т.е. рассмотрению последствий изменения семьи, их оценки и всего комплекса проблем соци-альной технологии, относящихся к социальной политике в обла-сти семейных отношений, как к реальной политике вмешательст-ва государства в ход семейных процессов, так и к той семейной политике, в которой, с нашей точки зрения, нуждается наша страна.

    Планировка