Сделать коррекция нарушений письменной речи. Коррекция нарушений письменной речи

Обучение письменной речи - один из самых трудных этапов обучения в школе. В последние годы неуклонно растёт количество детей, которые допускают множество специфических ошибок на письме. Обычно "нелепые" ошибки связывают с невнимательностью. Но основная причина таких ошибок - недоразвитие тех мозговых процессов, которые обеспечивают сложный процесс письма. Овладение письменной речью - это сложная умственная деятельность, которая требует определённой степени зрелости многих психических функций и взаимодействия различных анализаторов: речеслухового, речедвигательного, зрительного, двигательного. Несформированность одного из анализаторов может привести к дисграфии. (Дисграфия - частичное, специфическое нарушение процесса письма)

1.Упражнения на развитие фонематических процессов подобраны для:

а) развития фонематического восприятия;

б) вырабатывания умения слышать и выделять первый и последний звук;

в) формирования умения подбирать слова по заданному количеству букв;

г) умения слышать и определять количество звуков в слове.

2.Упражнения для развития четкой артикуляции и голоса необходимы для успешного обучения в школе. Они построены на работе со скороговорками, ритмическим текстом, стихами, требуют точного воспроизведения сказанного и помогают почувствовать ритм и темп речи.

3. Развитие мелкой моторикой включает пальчиковую гимнастику и умение проводить непрерывные, плавные линии с "приговорками". Эта работа улучшает эмоциональное состояние детей, тренирует память и способствует профилактике дисграфических ошибок на письме.

4. Корректурные пробы необходимы при коррекции зрительного восприятия и образного представления буквы.

В дидактических упражнениях предлагаются некоторые практические материалы по профилактике дисграфических ошибок у детей начальных классов. При помощи этих упражнений происходит развитие памяти, внимания, восприятия, мышления, речи, развитие мелкой моторики, нормализация эмоциональной сферы.

Кроме профилактики и оказание помощи, предложенные упражнения решают следующие задачи: обогащение и расширение словарного запаса у детей; активизация устной учебной лексики у учащихся; совершенствование навыков звукобуквенного анализа и письменной речи; развитие фонематического восприятия устной речи; развитие мелкой моторики пальцев рук.

В приложениях № 1,2,3 представлены виды нарушений, которые могут привести к дисграфии. Для предотвращения нарушения письменной речи, мною составлены и систематизированы следующие упражнения.

Упражнения по развитию фонематических процессов

1. Дифференциация оппозиционных звуков (звонкие и глухие согласные).

Цель: развитие фонематического восприятия; включение в работу слухового, зрительного, тактильного, двигательного, речедвигательного анализатора.

При дифференциации согласных лучше работать в таком порядке:

услышали, произнесли, отличили, записали.

При произнесении слогов подключается движение рукой: звонкие звуки находятся вверху, а глухие внизу. На первых порах ребёнку на слух очень трудно повторить правильно за педагогом. Однако согласованная работа речи с движением руки даёт удивительные результаты.

Инструкция педагога Участие ребёнка
Педагог говорит БА и показывает рукой вверх, говорит ПА - показывает рукой вниз Зрительное и слуховое восприятие
Педагог говорит и показывает вместе с детьми БА - ПА К зрительному и слуховому восприятию подключается речь и движение руки в воздухе
Педагог говорит, показывает рукой и просит ребёнка повторить Концентрация внимания, память слуховая и двигательная.
Педагог показывает только рукой и просит ребёнка повторить Внимание, двигательная память, зрительное восприятие
Педагог показывает рукой и просит озвучить и подтвердить рукой Внимание, двигательная память, зрительное восприятие, речь
Педагог говорит, а детей просит показать рукой рисунок высказывания Слуховое восприятие, двигательная память
Педагог просит, основываясь на слух, повторить за ним оппозиционные слоги Слуховое восприятие, речь

2. Найди по звуку слово.

После того, как ребенок понял разницу в произношении звонких и глухих звуков, готовим две карточки. На одной рисуем знак " + ", соответственно эта карточка, обозначающая звонкий звук; на второй карточке рисуем знак " - ", который обозначает глухой звук. Произносим слова с начальными звонкими и глухими согласными и предлагаем ребенку поднимать карточку с плюсом или с минусом.

После устной работы предложить записать слова, которые запомнили, в левый столбик с глухими звуками, а в правый столбик слова со звонкими.

3. Назови слово, которое отличается от остальных.

Цель: различать на слух оппозиционные звуки; правильно произносить цепочки слов.

УДОЧКА-УДОЧКА-УТОЧКА-УДОЧКА; ДАЧКА - ТАЧКА - ТАЧКА -ТАЧКА

4. Игры с мячом.

Игры с мячом направлены не только на развитие фонематических процессов, но и: на развитие общей и мелкой моторики; на ориентировку в пространстве; на регуляцию силы и точности движений; на развитие глазомера, ловкости; на активизацию непроизвольного внимания; на нормализацию эмоциональной сферы.

4.1. "Я знаю пять слов".

Цель: развивать координацию движений; расширять словарный запас; находить нужные слова.

Ход игры: ребёнок произносит ряд слов, одновременно с каждым словом ударяя мяч об пол.

правой рукой левой рукой двумя руками руками поочередно
Я знаю пять слов со звуком "С" Я знаю пять слов со звуком "З" Я знаю четыре слова со звуками "С" и "З"
Санки - раз Зубы - раз Санки -раз Сова - раз
Сова - два Зонт - два Зубы - два Зубы - два
Салат - три Зима - три Сом - три Снег - три
Самолёт - четыре Заяц - четыре Звезда - четыре Заяц - четыре
Снег - пять Зал - пять

4.2.Любопытный.

Цель: развитие фонематических представлений и воображения, развитие навыков структурирования предложений.

Ход игры: педагог объясняет суть игры и показывает образец. Выбирается звук, на который будут начинаться слова в предложении. Педагог задаёт вопрос и бросает мяч ребёнку. Учащиеся должны ответить так, чтобы слова ответа начинались с заданного звука.

4.3. Будь внимательным.

Цель: - развитие умения определять количество звуков в слове.

Ход игры: педагог, бросая мяч, произносит слово. Ребёнок, поймавший мяч, определяет количество звуков в слове.

На начальных этапах называть слова, состоящие не более чем из 4 звуков. Т акая игра в увлекательной форме позволяет быстро выработать у детей умение представить графическое выражение слова, отрабатывается механизм переключения.

5. Игры со словами.

Практика показывает, что одним из любимых занятий детей являются упражнения с буквами и словами. Подобные задания со словами и буквами продуктивны по профилактике дисграфии. Дети активно составляют и загадывают слова. Это работа-игра, от которой они получают удовольствие и эмоциональный заряд.

Цель: активизировать все анализаторы, принимающие участие в письменной речи; закрепить звукобуквенный анализ слов; различать гласные и согласные.

2 Зашифруй слово : вместо согласных ставит чёрточки, а гласные пишет (мак, книга). Используется при работе со словарными словами -а-, - - и- а.
3 Угадай слово . *Педагог на доске пишет только согласные буквы с-п-г-, м-л-к-.

*Затем предлагается самостоятельно записать слова, предложения только согласными.

Школа, улица, сумка. Ветер по морю гуляет.

(Отрабатывается механизм избирательности при письме).

Сапоги, молоко

(Используется при работе со словарными словами.)

Шк:л:, :л:ц:, с:мк:

В:т:р п: м:р: г:л::т.

5.3 Подбери слова к заданным схемам. Мак, лак, сад, бак, бал, зал, шар.

Каша, Маша, папа, жаба, лама.

5.4. Составь слова из данных букв. ((л,к,ж,у,а)

(р,ы,б,а,к)

Лужа, жук, лук, уж, лак.

Рыба, бык, рак, бак, краб, брак, рыбак

5.5. Придумай из каждой буквы данного слова другие слова КОШКА Кол-книга, окно-озеро, шар-шуба, кот-кефир, аист-арбуз
5.6. Запиши слова, в которых 3,4,5,6 букв Кот, каша, булка, машина
5.7. Составить как можно больше слов из букв данного слова. СТРОИТЕЛЬ Соль, тесто, роль, рис, отель, лес, лось, литр, лист, :..
5.8. Расшифруй слова и назови одним словом.

а) п,и,к,а,т, т,ф,и,у,л, б,и,и,т,н,о,к, г,а,о,п,и,с

б) ь,о,ч,н, ч,е,е,р,в, у,о,р,т, н,е,д,ь

а) тапки, туфли, ботинки, сапоги - обувь

б)ночь, утро, вечер, день - сутки

5.9. "Арабское письмо". Записать слова, начиная с правой стороны строчки и наоборот, то есть задом наперёд, при нормальном чтении (слева направо) слова должны читаться в их естественном виде. Начинать с коротких слов. (карандаш, окно, книга, домик)

школу в идут дети

(Дети идут в школу)

5.10. "Путаница". В сложных словах дети часто при чтении и письме пропускают или меняют местами буквы и слоги, укорачивают слово. Выполняя это упражнение, произнося бессмысленные слова, развиваем навык правильного чтения, т.к. это сложнее, чем читать знакомое слово, которое дети могут прочитать по догадке.
5.10.1.Раздели слово ЧЕРЕПАХА на слоги ЧЕ-РЕ-ПА-ХА
5.10.2.Прочитай слово по слогам, начиная с конца. ХА-ПА-РЕ-ЧЕ
5.10.3.Прочитай слово, пропустив первый или несколько заданных слогов РЕ-ПА-ХА
5.10.4.Прочитай слово по заданной последовательности 2,4,1,3; 4,1,3,2 РЕ-ХА-ЧЕ-ПА,

ХА-ЧЕ-ПА-РЕ

Работа над развитием речевого аппарата и голоса

Недостаточная артикуляторная подвижность речевого аппарата (смазанная невнятная речь), неправильное дыхание могут привести к проблемам в обучении. Работа над развитием речевого аппарата включает артикуляцию и правильное дыхание. Надо помнить, что постоянный вдох ртом может ухудшить слух.

Выработка правильного дыхания оптимизирует газообмен и кровообращение, способствует общему оздоровлению. Правильное дыхание успокаивает и способствует концентрации внимания. Ритм дыхания - единственный из всех телесных ритмов подвластный спонтанной, сознательной и активной регуляции со стороны человека. "Дышать ртом, то же самое, что есть носом" (восточная мудрость).

Упражнения на дыхание можно проводить в начале урока, во время физкультурной минутки или в конце урока. Чтобы сконцентрировать внимание ребёнка на выполнение того или иного задания, можно использовать упражнение на дыхание: рука идёт вверх - вдох через нос, рука опускается на уровень диафрагмы - выдох через рот (повторить 3-5 раз).

Свист, игра на духовых инструментах, "разговаривание" через дырочки в бумаге, через бахрому бумажных усов, имитация сосания, зевание полезны для развития правильного дыхания. Ребёнок может задержать воздух в ротовой полости путём надувания щёк, зажатия ноздрей и попеременного выпускания воздуха изо рта и носа.

1. Дыхательная гимнастика.

Цель: выработка правильного носового дыхания.

1.1.Поглаживание носа от кончика вверх - вдох, при выдохе похлопайте пальцами по ноздрям со звуком МММ.

1.2.Расширьте ноздри - вдох, расслабьте - выдох.

1.3. Широко открыть рот и подышать носом.

1.4. Четырехфазное дыхательное упражнение. Вдох - задержка - выдох - задержка.

(Упражнения для дыхательной гимнастики даны в методической литературе).

2. Беззвучно произнести А - Э - О, с поворотом головы.

Цель: активизировать работу мягкого нёба и глотки.

3. Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога.

Цель: отработка дыхания, ритма речи, укрепления мышц губ и языка.

БА- БА-БА

БА-БА -БА

БА-БА-БА

ВО -ВО-ВО

ВО-ВО -ВО

ВО-ВО-ВО

ПЫ -ПЫ-ПЫ-ПЫ

ПЫ-ПЫ -ПЫ-ПЫ

ПЫ-ПЫ-ПЫ -ПЫ

ПЫ-ПЫ-ПЫ-ПЫ

ЛА -ЛА-ЛА-ЛА

ЛА-ЛА -ЛА-ЛА

Ла-ЛА-ЛА -ЛА

ЛА-ЛА-ЛА-ЛА

4. Орфографическое чтение вслух.

Под орфографическим чтением понимается чтение слова так, как оно пишется. Это просто необходимо, потому, что дети помогают себе, проговаривая, правильно артикулируя слова при чтении именно так, как они пишутся, Не ка рабль, не корабо ль, а именно кО раБЛ ь.

5. Чтение чистоговорок

Цель: отрабатывать чёткую артикуляцию; развивать чувства ритма и рифмы; развивать творчество детей (придумывание чистоговорок)

РА-РА-РА - В КОМНАТЕ ЖАРА ЧИ-ЧИ-ЧИ- У ДОМА КИРПИЧИ

6. Скороговорки .

Очень важным этапом работы над речевым аппаратом является работа со скороговорками, работая с которыми, педагог решает многие задачи:

развивает фонематический слух каждого ребёнка; уточняет артикуляцию звуков, отрабатывает чёткость артикуляции; развивает память; способствует снятию страха перед произнесением трудных слов; работает над памятью; обеспечивает благоприятный эмоциональный настрой ученику; развивает правильное дыхание; помогает почувствовать мелодию, ритм, темп речи; способствует увеличению скорости не только говорения, но и чтения.

Скороговорка - это интеллектуальная и артикуляционная игра. Правила скороговорки требуют неукоснительного, точного воспроизведения сказанного. Перед тем, как быстро проговорить скороговорку, её нужно выучить. У каждой скороговорки своя игра звуков, слов. Секрет их заучивания в том, что каждая решает новую задачу: языковую, артикуляционную, смысловую, предлагает свой рисунок в перестановке звуков и созвучий, представляет свою мелодию и ритм. Например: "Топали мы, топали, до тополя дотопали", "Пошла Поля полоть в поле", "Мама мылом Милу мыла, не любила Мила мыло", "Попугая не пугают, попугая не купают, попугая покупают", "Тощий немощный Кащей, тащит ящик овощей", "У Влада брат, Влад брату рад".

Работа над мелкой моторикой

1. Росчерк.

Определённую роль в развитии ребёнка играет мелкая моторика, которая находятся в прямой связи с развитием речи и формируется к 7-8 годам. Работая с росчерком необходимо соблюдать следующие условия: темп речи, при произнесении стиха, должен совпадать с темпом работы руки. На каждое движение руки есть свой слог или слово. При этом ребёнок должен сам себя контролировать: совпадает ли движение руки с тем, что он говорит. Сначала ребенок за педагогом повторяет эти движения в воздухе, приучая руку плавно двигаться, а потом переносит эти движения на бумагу. Росчерк позволяет решать такие задачи: развитие мелкой моторики; синхронизация зрительного, двигательного, речевого анализатора.

2.Пальчиковая гимнастика

2.1. Игры - потешки с пальчиками.

А) Вышли пальчики гулять, а вторые догонять (два пальчика). Пальчики двигаются по столу.

Третьи пальчики пешком (три пальчика), а четвёртые бегом (четыре пальчика).

Пятый пальчик поскакал и в конце пути упал (большой палец).

Б) Большой палец поочередно прикасается с нажимом к указательному, среднему, безымянному, мизинцу.

2.2 Волшебная палочка.

Свернуть из листа бумаги волшебную палочку (можно менять инструкцию: кто тоньше, длиннее, аккуратнее, быстрее сделает волшебную палочку). Из данной палочки сделать букву (О,П,Б,В,Р,З)

2.3. Массаж.

Взять ручку или карандаш, лучше с ребристыми краями, положить между ладошками и покатать по всей длине ладони.

3. Штриховка. Любые геометрические фигуры штриховать тонкими линиями слева направо, сверху вниз.

Работа над зрительным восприятием

1. Для развития зрительного внимания, при зеркальном написании букв хорошим упражнением служат корректурные пробы

Инструкция Предлагаемый материал
11. Зачеркни неверные буквы или обведи в кружок правильно написанные буквы.
13. Напиши буквы, в которых содержится данный элемент (показывая элемент строчной буквы) например: О - этот элемент при письме есть в строчных буквах: Б, В, О, А,Ф, Я, Ю
14. Подчеркнуть те слоги и слова, которые написаны до черты. СЕ СЕЕССОСЕЕССОСЕСЕОСЕССЕ
ОБ БОБИОБОВБАБОБАОБВОБООББО
КОТ ТОК ОТК КОТ КИТ ТАК НОТ НОК КТО КОТ КТО
ЧАШКА ЧАЩКА КАЧАШ ЧАКАШ ЧАШКА ШКАЧКА ЧАШКА
15. Найди спрятанное слово ГАЗЕТАВРОАТИВСЛШКТДОМТРЬНА(газета, дом) ШАОНИПАМВЕЬТРИОЧКИТРАПАКЕТ(очки,пакет)
16. Вписать вместо буквы Д стрелку вниз, Б - стрелку вверх ДЕНЬ, ДРУГ, БАБУШКА. ДЕДУШКА, ДРОБЬ, БРОВЬ, ВОДА, ТРУБА, БЕГЕМОТ, ЛАНДЫШ.
.7. Перепиши без ошибок следующие строки ЕНАЛССТАДЕ НОРАСОТАННА
ДЕБАРУГА КАЛЛИХАРРА АММАДАМА

2. "Муха". Данное упражнение помогает развивать у детей ориентировку в пространстве, на себе и на листе бумаги, и различать букву и её зеркального двойника.

Начало отчета всегда ведётся от центра квадрата. Вначале дети должны двигать фишкой (ручкой) по квадрату, затем мысленно представлять её перемещение. На следующем этапе дети с закрытыми глазами должны определить путь мухи и ответить, где она остановилась.

В дальнейшем предлагается рисование букв. 5клеточек - вниз, 1- вправо, 4- вверх, 2 вправо, 1-вверх, 3-влево.Должна получиться буква "Г", которую можно заштриховать.

3. "Перевёрнутый текст ". Страница обычного текста поворачивается на 90,180, 270 градусов. Ученик должен, двигая глазами справа налево, прочитать текст.

4. " Чтение слов по полубукве ". Чтение строк с прикрытойнижней половиной строки (с прикрытой верхней половины строки).

Цель: формирование зрительного представления о букве. Формирование способности быстрого схватывания одного и даже нескольких слов.

5 . "Деформированный текст ". Цель: развивать умение видеть слова, написанные разным шрифтом.

Дети выпал идут первый в пушистый школу снег . У ребята них вышли в руках на портфели улицу .

Алгоритм работы: Прочитать предложение. Выяснить о чем говорится в предложении. Отметить особенности прочитанного текста. Прочитать, что написано печатным шрифтом, а потом курсивом. Списать предложения, написанные печатным шрифтом. Прочитать текст.

Итак, данные упражнения направлены не только на коррекцию письменной речи, но и на развитие высших психических функций: памяти, внимания, восприятия, мышления, речи, на развитие мелкой моторики, нормализацию эмоциональной сферы. Дидактические упражнения расширяют арсенал педагогических средств. У детей в игровой форме формируются необходимые предпосылки для успешного развития письменной речи, повышения речевой культуры, расширения словарного запаса, развития языкового чутья.

Литература.

1. Ануфриев, А.Ф., Костромина, С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Коррекционные упражнения.[Текст]/ А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина, 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство "Ось-89", 2001.

2. Козляникова, И.П., Чарели, Э.М. Тайны нашего голоса. Екатеринбург,1992.

3. Репина, З. А. Нарушение письма у школьников с ринолалией. [Текст]/З.А. Репина. - Екатеринбург,1999.

Храмцова Наталья
Коррекция нарушений письменной речи у младших школьников

Ребенок с дефектом не есть

непременно дефективный ребенок.

Л. С. Выготский

В настоящее время значительно увеличилось число детей, испытывающих трудности при подготовке к обучению и усвоении школьной программы . Одной из причин школьной дезадаптации является нарушение письменной речи (дисграфия, дислексия и дизорфография) . Нарушения письма и чтения являются достаточно распространенными среди учащихся как коррекционных , так и массовых школ , они препятствуют полноценному освоению школьных знаний , поэтому интерес к проблеме коррекции дислексии , дисграфии не только у специалистов (логопедов, психологов, лингвистов, но и у учителей начальных классов и русского языка не случаен.

Следует отметить, что нарушения письменной речи сложны по своей структуре, в их симптоматике могут наблюдаться :

нарушения устной речи ;

Недоразвитие фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов;

Оптико-пространственная дезорганизация деятельности письма ;

Рассогласование в работе слухового, зрительного анализаторов и артикуляции;

Отставание в развитии психических процессов (памяти, внимания, мышления) .

Поэтому без специально организованной, систематической помощи специалистов, знающих причины и механизмы речевой патологии, эти нарушения не могут быть скомпенсированы.

В настоящее время коррекцией нарушений письменной речи занимаются логопеды школьных логопунктов , коррекционных школ .

Речевые нарушения , проявляющиеся в несформированности языковых средств, можно условно разделить на три большие группы :

Первая группа - фонетические нарушения речи . Они выражаются в дефектах произношения отдельных звуков.

Вторая группа - фонематические нарушения . Они выражаются

в том, что ребенок не только дефектно произносит те или иные звуки, но и недостаточно их различает, не улавливает акустически артикуляционной разницы между оппозиционными звуками. Это приводит к тому, что дети недостаточно четко овладевают новым составом слова и делают специфические ошибки при письме .

Третья группа - общее недоразвитие речи . Оно выражается в том, что нарушение распространяется как на звуковую, так и на

смысловую сторону речи . Если такому ребенку не будет своевременно оказана логопедическая помощь, он в дальнейшем не сможет полноценно овладеть грамотой.

Как известно, для развития письменной речи , важное значение имеет сознательный анализ составляющих ее звуков. Однако, чтобы обозначить при письме тот или иной звук буквой, необходимо не только выделить его из слова, но и обобщить выделенный звук в устойчивую фонему на основе его слухопроизносительной дифференциации. Умение выделить фонемы из слова и правильно их дифференцировать является одним из необходимых условий развития звукового анализа.

Для правильного звукового анализа необходимо и другое условие - умение представить звуковой состав слова в целом, а затем, анализируя его, выделить звуки, сохраняя их последовательность и количество в слове. Звуковой анализ, как подчеркивает Д. Б. Эльконин, есть не что иное, как овладение определенной учебной операцией, умственным действием "по установлению последовательности звуков в слове".

Установлено, что недостатки произношения у детей часто сопровождаются затруднениями в звуковом анализе слова : они с трудом выделяют звуки из анализируемого слова, не всегда достаточно четко дифференцируя на слух выделенный звук, смешивают его с акустически парным, не могут сравнить звуковой состав слов, отличающихся одним только звуком.

В письменной работе всех детей с фонематическим недоразвитием, независимо от степени овладения ими соответствующим навыком, имеются специфические ошибки на замену и смешение букв.

Примеры типичных ошибок : вошадь (лошадь, жубы (зубы, водка (лодка, рожка (ложка, синокл (шенок, тошта (кошка, луква (клюква.

Наряду со специфическими ошибками наблюдаются и такие, как пропуск букв, добавления, перестановки, замены букв по графическому сходству, так называемые антипации и персеверации.

Например : магазим, тезлевизор, девевья, бабабушка, жукчат жучейки.

Несмотря на знание заученного правила, дети не могут применить его на практике, так как не различают, какой согласный - звонкий или глухой - даже в тех случаях, когда звук стоит в сильной позиции, т. е. перед гласной.

Любой педагог должен помочь ребенку осознать его самоценность, полезность для общества, социальную востребованность. Ведь в каждом ребенке есть чувство прекрасного, и задача педагога найти и затронуть эту тонкую струну.

Во Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты развития детей говорится : «дети мира невинны, уязвимы и зависимы. Они также любознательны, энергичны и полны надежд. Их время должно быть временем радости и мира, игр, учебы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии и сотрудничестве.»

В нелегкой работе по преодолению недостатков речи у детей необходимо :

Поддерживать уверенность ребенка в том, что недостаток речи можно преодолеть , если он сам приложит к этому усилия и старания, будет выполнять требования и советы взрослых;

Правильно строить общение с ребенком, создавать условия для спокойной, неторопливой речи , внося поправки в нее не ранее, чем на этапе отработки навыка;

Проявлять выдержку, не допускать раздражительного тона;

На этапах подготовки артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков и закреплению звукопроизношения проводить специальные занятия;

Проследить, чтобы ребенок занимался самостоятельно, проявлял инициативу в проведении свободного времени, так как это влияет не только на развитие его познавательных способностей, но и является условием полноценного эмоционального развития.

Важно знать :

Ясная, четкая речь взрослых с самого начала речевого общения с ребенком - одно из обязательных условий правильного речевого развития;

Выполнение всех условий правильного речевого и общего воспитания является самой хорошей профилактикой речевых расстройств и избавит ребенка от тревог и переживаний, связанных с недостатками речи детей ;

Занятия дадут хороший результат тогда, когда они интересны для ребенка. Если в занятия включаются однообразные упражнения, то ребенка следует убедить, что они необходимы;

Занятие не должно продолжаться свыше 15 минут;

Занятие не следует перегружать заданиями;

На этапе подготовки артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков надо выбрать соответствующий комплекс упражнений;

К последующим упражнениям надо переходить, лишь усвоив предыдущие.

Ребенку важно уметь :

Определять место заданного звука в слове (в начале, середине, конце) ;

Делить слова на слоги;

Различать твердые и мягкие согласные;

Различать гласные и согласные звуки;

Различать слова, похожие по звучанию;

Различать слова, отличающиеся одним звуком;

Находить слова, в которых нет заданного звука;

Осознавать основные элементы языка - слово, слог, звук.

(Доклад на областном семинаре учителей начальных классов)

, учитель-логопед, г.Затобольск, Казахстан.

  • Навык письма имеет большую социальную значимость. В нашей культуре обучение невозможно при несформированном письме. Все мы знаем, что с начальных классов школы и вплоть до вступительных экзаменов в вуз способность грамотно писать имеет очень большое значение. При этом речь идет не о сформированности или несформированности функции, а о достаточно высоком уровне владения навыком письма.

    Проблема и коррекция специфических нарушений письменной речи, т.е. дисграфии всегда была актуальной.

    Основной задачей работы логопеда на школьном логопункте является своевременное выявление и предупреждение нарушений письма и чтения.

    Что такое дисграфия?

    Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.

    Что должно насторожить учителя в устной и письменной речи учеников:

    Неправильное произношение звуков, которое может вызвать в дальнейшем дисграфию и дислексию;

    Особый характер ошибок на письме:

    Ошибки не на правило;

    Стойкие ошибки, не исчезающие в процессе обучения;

    Регулярно повторяющиеся ошибки в разных видах работ независимо от психофизического состояния ребенка;

    Искажение графических образов букв;

    Пропуски, перестановки, добавления букв и слогов;

    Смешивание парных согласных в устной и письменной речи;

    Грубые аграмматизмы в устной речи и на письме.

    Практика работы на школьном логопункте показала, что дисграфия составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых школ. Причинами дисграфии могут быть, как несформированные процессы во время обучения, так и нерезко выраженное недоразвитие речи. При выявлении нарушений речи и организации коррекционного обучения детей, поступающих в школу, часто признаки общего недоразвития речи остаются незамеченными. Обычно дисграфия, обусловленная нерезко выраженным недоразвитием речи распознается лишь в процессе обучения письму. Что является серьезным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения, а на более поздних – в усвоении грамматики родного языка.

    Письмо детей-дисграфиков можно определить по наличию двух групп специфических ошибок:

    1) ошибки , обусловленные несформированностью слухового внимания и фонематических процессов:

    а) пропуск букв и слогов - “прошла” (прощала), “жадые” (жадные), “ишка” (игрушка);

    б) перестановка букв и слогов - “онко” (окно), “звял” (взял), “пеперисал” (переписал), “натуспила” (наступила);

    в) недописывание букв и слогов - “дела” (делала), “лопат” (лопата), “набухл” (набухли);

    г) наращивание слов лишними буквами и слогами - “тарава” (трава), “катораые” (которые), “бабабушка” (бабушка), “клюкиква” (клюква);

    д) искажение слова - “наотух” (на охоту), “хабаб” (храбрый), “щуки” (щеки), “спеки” (с пенька);

    е) слитное написание слов и их произвольное деление - “насто” (на сто), “виситнастне” (висит на стене), “у стала” (устала);

    ж) неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений - “Мой отец шофер. Работа шофера трудная шоферу надо хорошо. Знать машину после школы я тоже. Буду шофером”;

    з) замена одной буквы на другую - “трюх” (трех); “у глеста” (у клеста), “тельпан” (тюльпан), “шапаги” (сапоги);

    и) нарушение смягчения согласных - “васелки” (васильки), “смали” (смяли), “кон” (конь).

    2) ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи:

    а) аграмматизм - “Саша и Лена собираит цветы. Дети сидели на большими стулья. Пять желтеньки спиленачки” (пять желтеньких цыплят);

    б) слитное написание предлогов и раздельное написание приставок - “вкармане”, “при летели”, “в зела” (взяла), “подороге”.

    Таким образом, дисграфия по роду образования ошибок делится на следующие виды:

    • Акустическая
    • Артикуляторно-акустическая
    • Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
    • Оптическая
    • Аграмматическая

    Логопеду в практике общеобразовательной школы приходится сталкиваться чаще со смешанными видами. Но преобладают следующие проявления речевых проблем у обучающихся.

    Артикуляторно-акустическая дисграфия,

    которая характеризуется заменой букв, соответствующих, фонетически близким звукам

    т.е. сходство по акустико-артикуляционным признакам:

    • звонкие - глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.),
    • свистящие - шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.),
    • аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.).
    • Неправильное обозначение мягкости согласных на письме: "писмо", "лубит", "больит" и т.д.

    Для преодоления этого вида дисграфии существует единственно надежный путь - воспитание четкой слуховой дифференциации не различаемых на слух звуков. Пока это не достигнуто, ребенок будет продолжать писать наугад. Поэтому необходимо любыми способами довести до его сознания разницу в звучании звуков путем возможно более яркого ее подчеркивания. Для этой цели на первом этапе удобнее всего отождествить эти звуки со звуками окружающей природы или знакомых предметов.

    В дальнейшем ребенку предлагаются самые разнообразные упражнения, направленные на различение названных звуков.

    Например:

    Называние ребенком слов со звуками Ш и С;

    Показ буквы Ш или С в ответ на произносимое взрослым слово с соответствующим звуком;

    Называние ребенком пропущенной в слове буквы Ш или С (кры(ш)а, кры(с)а,) с обязательно подобные упражнения проводятся и в письменной форме. Мишка – миска, крыша – крыса

    Раскладывание под буквами Ш и С картинок, в названиях которых содержатся соответствующие звуки.

    Работая над преодолением артикуляторно-акустической дисграфии, особое внимание надо обратить на воспитание слуховой дифференциации твердых-мягких и звонких-глухих согласных. Отсутствие такой дифференциации не только приводит к буквенным заменам на письме, но и препятствует усвоению целого ряда грамматических правил.

    В частности, ребенок, не дифференцирующий на слух мягкие и твердые согласные, не сможет овладеть правилами обозначения мягкости согласных на письме - для него всегда будет сомнительно, надо ли писать мягкий знак в словах типа ДЕНЬ и ДЕНЬКИ

    и какая буква (А или Я) должна быть написана, например, после Л в слове ЛАМПА.

    Для решения данной проблемы можно проводить следующие упражнения:

    Прочитай слова, запиши их в единственном числе.

    Образец: кони – конь

    Караси –

    Прочитай слова, запиши их ласкательно-уменьшительное значение.

    Образец: день – деньки

    Разложи картинки по наличию гласных, написанных на домиках

    То же самое и со звонкими и глухими согласными. Если ребенок не различает их на слух, то он не сможет овладеть правилом правописания “сомнительных согласных” в конце и в середине слов (в словах типа ГРИБ и ГРИБКИ), а также правилом правописания многих приставок (в словах типа РАЗ БЕЖАЛСЯ и РАС ПИСАЛСЯ).

    Даже изменив слово ГРИБ таким образом, чтобы сомнительная согласная была ясно слышна (ГРИБЫ), ребенок все равно не избавится от сомнений при его написании, поскольку он не сможет уловить никакой разницы в звучаниях ГРИБЫ и ГРИПЫ.

    Вся проводимая с ребенком работа по слуховой дифференциации звуков обязательно должна сопровождаться письменными упражнениями.

    Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза связана с тем, что ребенок затрудняется в сплошном потоке устной речи выделить какие-то отдельные слова и затем разделить эти слова на составляющие их слоги и звуки. А без четкой ориентировки в звуковом составе слов для обозначения каждого конкретного звука не может быть выбрана соответствующая буква и тем более определен их порядок. В итоге правильная запись слов, не говоря уже о фразах, становится невозможной:

      • пропуски букв и слогов;
      • перестановка букв и (или) слогов;
      • не дописывание слов;
      • написание лишних букв в слове
      • повторение букв и (или) слогов;
      • слитное написание предлогов, раздельное написание приставок ("настоле", "на ступила").

    Прежде всего, нужно научить ребенка делить каждое предложение на отдельные слова и правильно определять их количество. При этом особое внимание должно быть обращено на предлоги и союзы, которые также являются самостоятельными словами и поэтому пишутся отдельно от значимых слов. Для наглядности можно использовать графические схемы предложений, отражающие количество составляющих их слов.

    • придумать предложение по заданной графической схеме;
    • составить графическую схему данного предложения

    (например: Дети играют.);

    • определить место каждого слова в предложении (какое по счету?)

    Особо хочется остановиться на важности деления слов не только на звуки, но и на слоги. Хотя в целом наше письмо буквенно-звуковое, но единицей чтения и письма в русском языке является слог . Так, нельзя прочитать согласную букву П, Т, К или любую другую изолированно, без учета следующей за нею гласной, поскольку неизвестно, мягко или твердо она должна произноситься при чтении (ПА или ПЯ?). Соответственно и в процессе письма в этих случаях мы также должны иметь в виду сразу целый слог, так как мягкость или твердость согласного здесь должна быть обозначена при помощи последующей гласной буквы.

    С этой целью хорошо проводить упражнения на деление слов на слоги с подробным анализом, например:

    • произнеси слова по слогам, одновременно хлопая в ладоши,
    • назови первый слог, затем второй, третий;

    покажи слоги на схеме.

    • назови овощи;
    • раздели слова на слоги;
    • покажи стрелочкой, в какую корзину нужно положить овощи;
    • объясни, почему?

    Когда ребенок освоил деление слов на слоги , нужно научить ребенка делению слов на слоги и звуки .

    Предлагаются следующие задания по звуковому анализу

    • определить количество звуков в слове

    (сколько звуков в словах

    ШАР, ЖУК, КИТ, ПАУК, МУХА и т. п.);

    • дорисовать недостающие клетки;
    • разделить на слоги
    • определить последовательность звуков в слове (какой звук первый

    первый, второй, третий, четвертый в слове ПАУК?);

    • определить место звука в слове.

    Для деления слов на слоги ребенок должен, прежде всего, уметь разграничивать гласные и согласные звуки и выделять гласные звуки в слове. Для этой цели можно предлагать задания:

    • называние в слове одних только гласных звуков (У и А в слове УТКА),
    • придумывание слов с определенным гласным звуком и т. п.

    И только после того, как ребенок научится без затруднений находить гласные звуки, ему можно будет сообщить хорошо известное правило: “сколько в слове гласных, столько и слогов”.

    Для звукобуквенного анализа слов в поле зрения учащихся всегда находится лента звуков и букв

    как в кабинете каждого начального класса,

    так и в кабинете логопедии.

    Своевременное выявление и устранение недостатков устной речи у обучающихся, а также специальное обучение их при подготовке к школе и с первых дней пребывания в школе, будут способствовать предупреждению неуспеваемости по письму у этой категории детей. Поэтому логопед на логопедическом пункте особую роль отводит коррекционной работе в КПП и 1-х классах.

    В нашей школе учащиеся КПП, 1-х и 2-х классов составляют 80 процентов от общего количества детей, зачисленных на логопедические занятия. Успешное осуществление коррекционной работы зависит от контакта учителя-логопеда с учителями начальных классов. Результат итогового обследования за 2010-2011 учебный год показал, что у 56,2% учащихся, посещавших логопедический пункт, повысился уровень овладения компонентами языка.

    Взаимодействие учителей начальных классов и логопеда помогает обучающимся преодолеть проблемы в овладении навыком письма и сделать учебный труд для детей радостным творчеством!

    Список использованной литературы:

    1. Ефименкова Л.Н.
    2. “Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов” – М., 2001 г.
  • Корнев А.Н.
  • “Нарушение чтения и письма у детей”. – С-Петербург, И.Д “МиМ”, 1997 г.
  • Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В.
  • “Диагностика и коррекция нарушений письма у младших школьников.” – С.-Петербург., Союз, 2001 г.
  • Правдина О.В.
  • “Логопедия” – М. Просвещение, 1973 г.
  • “Речевое развитие младших школьников” Сборник статей под редакцией Н.С. Рождественского. – М., Просвещение, 1970 г.
  • Садовникова И.Н.
  • “Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников” – М., Владос, 1995 г.
  • Е.В. Мазанова
  • Школьный логопункт “Документация, планирование и организация коррекционной работы”.

    Виды нарушений письменной речи и рекомендации по их коррекции.

    Навык письма имеет большую социальную значимость. В нашей культуре обучение невозможно при несформированном письме. Все мы знаем, что с начальных классов школы и вплоть до вступительных экзаменов в вуз способность грамотно писать имеет очень большое значение. При этом речь идет не о сформированности или несформированности функции, а о достаточно высоком уровне владения навыком письма.

    Проблема и коррекция специфических нарушений письменной речи, т.е. дисграфии всегда была актуальной.

    Основной задачей работы логопеда является своевременное выявление и предупреждение нарушений письма и чтения.

    Что такое дисграфия?

    Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.

    Что должно насторожить учителя в устной и письменной речи учеников:

    Неправильное произношение звуков, которое может вызвать в дальнейшем дисграфию и дислексию;

    Особый характер ошибок на письме:

    Ошибки не на правило;

    Стойкие ошибки, не исчезающие в процессе обучения;

    Регулярно повторяющиеся ошибки в разных видах работ независимо от психофизического состояния ребенка;

    Искажение графических образов букв;

    Пропуски, перестановки, добавления букв и слогов;

    Смешивание парных согласных в устной и письменной речи;

    Грубые аграмматизмы в устной речи и на письме.

    Причинами дисграфии могут быть, как несформированные процессы во время обучения, так и нерезко выраженное недоразвитие речи. При выявлении нарушений речи и организации коррекционного обучения детей, поступающих в школу, часто признаки общего недоразвития речи остаются незамеченными. Обычно дисграфия, обусловленная нерезко выраженным недоразвитием речи распознается лишь в процессе обучения письму. Что является серьезным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения, а на более поздних – в усвоении грамматики родного языка.

    Письмо детей-дисграфиков можно определить по наличию двух групп специфических ошибок:

    1) ошибки , обусловленные несформированностью слухового внимания и фонематических процессов:

    а) пропуск букв и слогов - “прошла” (прощала), “жадые” (жадные), “ишка” (игрушка);

    б) перестановка букв и слогов - “онко” (окно), “звял” (взял), “пеперисал” (переписал), “натуспила” (наступила);

    в) недописывание букв и слогов - “дела” (делала), “лопат” (лопата), “набухл” (набухли);

    г) наращивание слов лишними буквами и слогами - “тарава” (трава), “катораые” (которые), “бабабушка” (бабушка), “клюкиква” (клюква);

    д) искажение слова - “наотух” (на охоту), “хабаб” (храбрый), “щуки” (щеки), “спеки” (с пенька);

    е) слитное написание слов и их произвольное деление - “насто” (на сто), “виситнастне” (висит на стене), “у стала” (устала);

    ж) неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений - “Мой отец шофер. Работа шофера трудная шоферу надо хорошо. Знать машину после школы я тоже. Буду шофером”;

    з) замена одной буквы на другую - “трюх” (трех); “у глеста” (у клеста), “тельпан” (тюльпан), “шапаги” (сапоги);

    и) нарушение смягчения согласных - “васелки” (васильки), “смали” (смяли), “кон” (конь).

    2) ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи:

    а) аграмматизм - “Саша и Лена собираит цветы. Дети сидели на большими стулья. Пять желтеньки спиленачки” (пять желтеньких цыплят);

    б) слитное написание предлогов и раздельное написание приставок - “вкармане”, “при летели”, “в зела” (взяла), “подороге”.

    Таким образом, дисграфия по роду образования ошибок делится на следующие виды:

    • Акустическая
    • Артикуляторно-акустическая
    • Аграмматическая
    • Оптическая
    • Моторная (при письме по Брайлю - наличие недоколов и переколов точек)

    Логопеду в практике школы приходится сталкиваться чаще со смешанными видами. Но преобладают следующие проявления речевых проблем у обучающихся.

    Артикуляторно-акустическая дисграфия,

    которая характеризуется заменой букв, соответствующих, фонетически близким звукам

    т.е. сходство по акустико-артикуляционным признакам:

    • звонкие - глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.),
    • свистящие - шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.),
    • аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.).
    • Неправильное обозначение мягкости согласных на письме: "писмо", "лубит", "больит" и т.д.

    Для преодоления этого вида дисграфии существует единственно надежный путь - воспитание четкой слуховой дифференциации не различаемых на слух звуков. Пока это не достигнуто, ребенок будет продолжать писать наугад. Поэтому необходимо любыми способами довести до его сознания разницу в звучании звуков путем возможно более яркого ее подчеркивания. Для этой цели на первом этапе удобнее всего отождествить эти звуки со звуками окружающей природы или знакомых предметов.

    В дальнейшем ребенку предлагаются самые разнообразные упражнения, направленные на различение названных звуков.

    Например:

    Называние ребенком слов со звуками Ш и С;

    Называние ребенком пропущенной в слове буквы Ш или С (кры(ш)а, кры(с)а,) с обязательно подобные упражнения проводятся и в письменной форме. Мишка – миска, крыша – крыса

    Раскладывание под буквами Ш и С предметов (картинок), в названиях которых содержатся соответствующие звуки.

    Работая над преодолением артикуляторно-акустической дисграфии, особое внимание надо обратить на воспитание слуховой дифференциации твердых-мягких и звонких-глухих согласных. Отсутствие такой дифференциации не только приводит к буквенным заменам на письме, но и препятствует усвоению целого ряда грамматических правил.

    В частности, ребенок, не дифференцирующий на слух мягкие и твердые согласные, не сможет овладеть правилами обозначения мягкости согласных на письме - для него всегда будет сомнительно, надо ли писать мягкий знак в словах типа ДЕНЬ и ДЕНЬКИ

    и какая буква (А или Я) должна быть написана, например, после Л в слове ЛАМПА.

    Для решения данной проблемы можно проводить следующие упражнения:

    Прочитай слова, запиши их в единственном числе.

    Образец: кони – конь

    Степи –

    Ели –

    Двери –

    Караси –

    Прочитай слова, запиши их ласкательно-уменьшительное значение.

    Образец: день – деньки

    Уголь –

    Окунь –

    То же самое и со звонкими и глухими согласными. Если ребенок не различает их на слух, то он не сможет овладеть правилом правописания “сомнительных согласных” в конце и в середине слов (в словах типа ГРИБ и ГРИБКИ), а также правилом правописания многих приставок (в словах типа РАЗ БЕЖАЛСЯ и РАС ПИСАЛСЯ).

    Даже изменив слово ГРИБ таким образом, чтобы сомнительная согласная была ясно слышна (ГРИБЫ), ребенок все равно не избавится от сомнений при его написании, поскольку он не сможет уловить никакой разницы в звучаниях ГРИБЫ и ГРИПЫ.

    Вся проводимая с ребенком работа по слуховой дифференциации звуков обязательно должна сопровождаться письменными упражнениями.

    Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза связана с тем, что ребенок затрудняется в сплошном потоке устной речи выделить какие-то отдельные слова и затем разделить эти слова на составляющие их слоги и звуки. А без четкой ориентировки в звуковом составе слов для обозначения каждого конкретного звука не может быть выбрана соответствующая буква и тем более определен их порядок. В итоге правильная запись слов, не говоря уже о фразах, становится невозможной:

      • пропуски букв и слогов;
      • перестановка букв и (или) слогов;
      • недописывание слов;
      • написание лишних букв в слове
      • повторение букв и (или) слогов;
      • слитное написание предлогов, раздельное написание приставок ("настоле", "на ступила").

    Прежде всего, нужно научить ребенка делить каждое предложение на отдельные слова и правильно определять их количество. При этом особое внимание должно быть обращено на предлоги и союзы, которые также являются самостоятельными словами и поэтому пишутся отдельно от значимых слов. Для наглядности можно использовать графические схемы предложений, отражающие количество составляющих их слов.

    • придумать предложение по заданной графической схеме;
    • составить графическую схему данного предложения

    (например: Дети играют.);

    • определить место каждого слова в предложении (какое по счету?)

    Особо хочется остановиться на важности деления слов не только на звуки, но и на слоги. Хотя в целом наше письмо буквенно-звуковое, но единицей чтения и письма в русском языке является слог . Так, нельзя прочитать согласную букву П, Т, К или любую другую изолированно, без учета следующей за нею гласной, поскольку неизвестно, мягко или твердо она должна произноситься при чтении (ПА или ПЯ?). Соответственно и в процессе письма в этих случаях мы также должны иметь в виду сразу целый слог, так как мягкость или твердость согласного здесь должна быть обозначена при помощи последующей гласной буквы.

    С этой целью хорошо проводить упражнения на деление слов на слоги с подробным анализом, например:

    • произнеси слова по слогам, одновременно хлопая в ладоши,
    • назови первый слог, затем второй, третий;

    покажи слоги на схеме.

    Или

    • назови овощи;
    • раздели слова на слоги;
    • покажи стрелочкой, в какую корзину нужно положить овощи;
    • объясни, почему?

    Когда ребенок освоил деление слов на слоги , нужно научить ребенка делению слов на слоги и звуки .

    Предлагаются следующие задания по звуковому анализу

    • определить количество звуков в слове (сколько звуков в словах

    ШАР, ЖУК, КИТ, ПАУК, МУХА и т. п.);

    разделить на слоги

    • определить последовательность звуков в слове (какой звук первый

    первый, второй, третий, четвертый в слове ПАУК?);

    • определить место звука в слове.

    Для деления слов на слоги ребенок должен, прежде всего, уметь разграничивать гласные и согласные звуки и выделять гласные звуки в слове. Для этой цели можно предлагать задания:

    • называние в слове одних только гласных звуков (У и А в слове УТКА),
    • придумывание слов с определенным гласным звуком и т. п.

    И только после того, как ребенок научится без затруднений находить гласные звуки, ему можно будет сообщить хорошо известное правило: “сколько в слове гласных, столько и слогов”.

    Своевременное выявление и устранение недостатков устной речи у обучающихся, а также специальное обучение их при подготовке к школе и с первых дней пребывания в школе, будут способствовать предупреждению неуспеваемости по письму у этой категории детей.

    Взаимодействие учителей начальных классов и логопеда помогает обучающимся преодолеть проблемы в овладении навыком письма и сделать учебный труд для детей радостным творчеством!

    Под редакцией Н. Н. Яковлевой

    Учебно-методическое пособие

    Санкт-Петербург

    ББК 74. 37 К68

    Печатается по решению Редакционно-издательского совета Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования

    Рецензенты:

    Н. О. Зиновьева - кандидат педагогических наук, докторант;

    И. А. Поварова - кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой логопедии Института специальной педагогики и психологии

    К68Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методиче­ское пособие / Под ред. Н. Н. Яковлевой. - СПб.: СПбАППО,

    Аристова Т. А., Архипова Г. А., Боева Е. В., Божедомова Н. Ю.. Бровина С. В., Егорова М. В.. Коробкина Ю.Л., Мигурская А. П., Плетнева Е. Б., Сорочинская О. Н., Сумченко Г. М., Ульянцева Л. Б., Яковлева Н. Н.

    Одной из наиболее распространенных причин дезадаптапии у детей младшего школьного возраста является нарушение письмен­ной речи (дисграфия, дислексия и дизорфография).

    В пособии предпринята попытка представить систему работы по коррекции нарушений письменной речи. В пособие включены про­граммы, тематическое планирование коррекции дисграфии, дизор-фографии, дислексии, профилактики нарушения письменной речи, разработанные учителями-логопедами Санкт-Петербурга, а также методические рекомендации к планированию, конспекты логопеди­ческих занятий по отдельным темам.

    Пособие может быть полезным для логопедов-практиков, осо­бенно тех, кто только начинает свою профессиональную практиче­скую деятельность, а также учителям начальных классов и русского языка.

    I§ВN 5-7434-0358-9

    © Н.Н. Яковлева, 2004 © СПбАППО. 2004

    ПРЕДИСЛОВИЕ

    В последнее время увеличивается число детей, испытыва­ющих трудности при усвоении школьной программы. Одной из причин «школьной дезадаптации» является нарушение письменной речи (лисграфия, дислексия и дизорфография). Нарушения письма и чтения являются достаточно распростра­ненными среди учащихся как коррекционных, так и массовых школ, они препятствуют полноценному освоению школьных знаний. Поэтому не случайно проблема коррекции дислексии, дисграфии представляет интерес не только для специалистов (логопедов, психологов, лингвистов), но и для учителей на­чальных классов и русского языка.

    Следует отметить, что нарушения письменной речи слож­ны по своей структуре, в их симптоматике могут наблюдаться:

    Нарушения устной речи;

    Недоразвитие фонетико-фонематических и лексико-грам-матических компонентов;

    Оптико-пространственная организация деятельности пись­ма;

    Рассогласование в работе слухового, зрительного анализа­торов и артикуляции;


    Отставание в развитии психических процессов (памяти, внимания, мышления).

    Поэтому без специально организованной, систематиче­ской помощи специалистов, знающих причины, механизмы речевой патологии эти нарушения не могут быть скомпенси­рованы.

    В настоящее время коррекцией нарушений письменной речи занимаются логопеды школьных логопунктов, коррекци­онных школ, психолого-педагогических медико-социальных (ППМС) центров. Недостаток программ и тематического пла­нирования по коррекции дизорфографии, дисграфии, дислек­сии на базе этих подразделений явился предпосылкой для по­явления настоящего пособия.

    В пособии предлагаются программно-методические мате­риалы по коррекции нарушений письменной речи, разрабо­танные логопедами-практиками Санкт-Петербурга. Учебно-методическое пособие состоит из грех глав.

    В первой главе представлены рекомендации по организа ции деятельности логопеда ППМС центра, программы кор­рекции дисграфии, дизорфографии, дислексии, профилактики нарушения письменной речи, составленные учителями-лого­педами, работающими в условиях ППМС центров.

    Программы составлены в соответствии с государственны­ми стандартами обучения чтению и русскому языку в началь­ной школе, структурой речевого дефекта и отражают совре­менные подходы к коррекции нарушений письменной речи.

    Во второй и третьей главах дана краткая характеристика особенностей речи детей с задержкой психическою развития (ЗПР) и детей с нарушением интеллекта, а также представле­но тематическое планирование по преодолению нарушений письма, методические рекомендации к планированию, конс­пекты логопедических занятий по отдельным темам. Темати­ческое планирование составлено с учетом структуры речевого нарушения, особенностей интеллектуального развития и про­грамм: Коррекционно-развивающее обучение (начальные клас­сы). М.: Дрофа, 2000; Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений восьмого вида. М.: Просвещение, 1999; Программы специальных (кор­рекционных) общеобразовательных учреждений восьмого вида. 5-9 классы. Сборник 1. М.: Владос, 2000.

    При составлении планирования использованы системы коррекционной работы, предложенные авторами И. Н. Садов-никовой (1998), Л. Н. Ефименковой (2000), А. Н. Корневым (1995), Р. И. Лалаевой (1998), С. Н. Костроминой, Л. Г. Нагае­вой (1999), Д. Г. Шумаевой (1997), Л. Г. Парамоновой (1999),

    Н.В Ястребовой (1997).

    Надеемся, что программно-методические материалы будут полезны учителям-логопедам, студентам логопедического от­деления факультета коррекционной педагогики, учителям на­чальных классов и русского языка.

    ВВЕДЕНИЕ НАРУШЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

    Н.Н. Яковлева - ст. преподаватель кафедры теории и методики специального образования АППО

    Нарушения письменной речи у школьников - достаточно распространенное явление. Только в Санкт-Петербурге за пе­риод 1999-2003 гг. количество детей, имеющих недостатки чтения и письма, возросло на 3,6%.

    Порядок