Народные собрания (комиции). Общий характер римских народных собраний Народное собрание в риме

Римская республика управлялась тремя органами власти: сенатом, магистратами и народными собраниями. В римской республике юридически только народ - римские граждане в целом обладал верховной властью, поручая отдельные части этой власти разным учреждениям и лицам.

По данным Ливия, граждан при Сервии Туллии насчитывалось 80 тыс. (Liv. I. 44.2), в 219 г. до н.э. - 270 тыс. (Liv. Per. 20), в 208 г. до н.э. - 137 тыс. (Liv. XXVII. 36. 7), в 204 г. до н.э. - 214 тыс. (Liv. XXIX. 37. 6), в 69 г. до н.э. - 450 тыс. (Liv. Per. 98).

Верховенство народа выражали народные собрания, которые созывались регулярно и бесконтрольно решали почти все важнейшие вопросы государственной жизни: законодательство, уголовный суд, выбор магистратов, объявление наступательной войны.

В римской республике отсутствовало единое народное собрание, существовали три вида народных собраний с разными принципами комплектования и полномочиями: патрицианские куриатные, цензовые центуриатные и демократические трибутные. Народные собрания именовались термином комúции (comitia). Сomitia означало собрание всего римского народа по известным политическим подразделениям - куриям, центуриям или трибам для постановления какого-либо решения.

Куриáтные комиции - comitia curiataбыли собраниями патрициев и постепенно по мере уравнения в правах патрициев и плебеев теряли своё значение. Граждане на них почти не ходили. Они сохранили функцию формального утверждения магистратов, избранных другими собраниями. Кроме того, здесь утверждали акты завещаний и усыновлений.

Главной формой народных собраний стали центуриáтные комиции - comitia centuriata, введённые Сервием Туллием. Они включали в себя и патрициев и плебеев, разделённых на имущественные разряды, где большинство принадлежало наиболее зажиточным гражданам. В III в. до н. э. произошла демократизация центуриатных комиций. Число центурий увеличилось со 193 до 373. Все пять разрядов стали выставлять одинаковое количество центурий - по 70, плюс некоторое количество - 23 добавочных центурий. Отныне первый разряд теперь уже не мог располагать большинством при голосовании.

Центурии, в отличие от триб, не были постоянными единицами римского общества, а формировались после проведения ценза (переписи населения с указанием имущества), на его основе. В зависимости от переоценки имущественного состояния гражданин мог перейти в другой имущественный разряд и оказаться в другой центурии.

Центуриатные комиции выбирали важнейших магистратов - консулов, цéнзоров и прéторов, принимали новые законы, решали вопросы войны, мира и заключения международных договоров, предоставляли римское гражданство, осуществляли суд по наиболее тяжким уголовным преступлениям, то есть они рассматривали жалобы, апелляции римских граждан, приговорённых консулами в пределах города к смертной казни.

Наиболее поздним видом комиций являлись демократические трибýтные комиции - comitia tributa. Римские граждане, то есть и патриции и плебеи независимо от имущественного ценза распределялись по территориальным округам - трибам, которых первоначально было 20, а потом с ростом римской территории образовалось 35 триб. По этим трибам и собирались комиции. Первоначально это были собрания плебеев. Плебейские трибутные комиции принимали законы - плебисцúты, обязательные только для плебеев С 449 г. до н.э. плебисциты уравнивались с законами, которые принимались центуриатными комициями. Это заставило и патрициев принять участие в собраниях по трибам. В них стали участвовать все граждане независимо от имущественного ценза.

Трибутные комиции избирали некоторых магистратов - квесторов, курульных эдилов, народных трибунов, судили преступления, за которые полагался штраф, принимали законы по предложению народных (плебейских) трибунов. Законопроекты вносились магистратами в те народные собрания, на которых эти магистраты избирались. Центуриатные комиции принимали законопроекты, предложенные консулами, преторами. В период поздней республики наиболее деятельными в принятии законов оказались трибутные комиции, так как они включали всех граждан и, следовательно, больше склонялись к новизне. С другой стороны, народные трибуны чаще всего выступали с законодательной инициативой как защитники плебса. Они были менее заняты, чем прочие магистраты. Поэтому имели больше досуга для выработки законопроектов.

Народ мог сойтись на собрание только по инициативе, приглашению магистратов и решал только те вопросы, которые будут предложены ими. Рядовой гражданин Рима тем самым не обладал правом законодательной инициативы, как в Афинах. Причём решение принималось в форме утвердительного или отрицательного ответа, без права видоизменять вопрос, без обсуждения. День и вопрос для обсуждения объявляли заранее, тексты законопроектов или имена кандидатов предварительно публиковались, выставлялись на форуме. Подача голосов первоначально производилась устно и открыто. Во II в. до н.э. вводилось тайное и письменное голосование с использованием табличек, на которых имелись надписи, выражающие согласие или несогласие. Голосование совершалось не поголовно, а по центуриям или по трибам, то есть в общий счёт шли не отдельные голоса, подававшиеся в народных собраниях, а собирательные голоса. Этим римская система народного голосования отличалась от афинской, более демократической.

Сенат

Руководящим и постоянно действующим учреждением республики являлся сенат. Он состоял из 300 сенаторов, при диктаторе Сýлле - из 600, а при диктаторе Цéзаре - даже из 900 человек. Сенаторы назначались первоначально консулами, а затем цензорами. Цензоры избирались раз в пять лет. Поэтому они меньше зависели от переменчивых настроений народного собрания, чем консулы. Каждые пять лет они пересматривали списки сенаторов, которые, по существу, оставались неизменными. В сенат зачислялись отслужившие свой срок магистраты, как афинские áрхонты в ареопáге, которые и оставались его членами до самой своей смерти. Выборы магистратов сделались в то же время косвенными выборами в сенат. В сенат входили патриции, затем нобили. Это было собрание наиболее знатных и влиятельных людей, опытных в ведении дел и тесно сплочённых между собой пожизненностью своей должности. Голосование в сенате осуществлялось посредством отхода согласных в одну сторону, несогласных - в другую. После голосования оглашалось победившее мнение.

Сенат руководил магистратами и народными собраниями, определял внутреннюю и внешнюю политику государства. Все законопроекты, выносимые на рассмотрение народных собраний магистратами, предварительно одобрялись сенатом.

Сенат в период Республики не имел законодательной власти. Она принадлежала только народным собраниям. Однако законы, принятые комициями, проходили процедуру одобрения в сенате. После или до голосования в комициях следовал акт одобрения – в разное время по-разному: рубеж 339 г. до н.э. - lex Publilia, по которому одобрение должно было осуществляться до голосования народа. То обстоятельство, что решение народа приобретало силу закона только после согласия сената, придавало особый вес и значение сенату, возвышало его над народными собраниями.

Магистраты, выбиравшиеся всего на год, не могли не считаться с мнениями сената. Именно он и являлся для них самым надёжным руководителем. Магистраты не вносили в комиции предложений неугодных сенату. В случае большой опасности для государства по поручению сената один из консулов мог назначить диктатора со всеми правами прежних царей на срок не более шести месяцев.

В руках сената сосредоточились следующие функции:

1. Военные - решение вопроса о наборе и роспуске армии, определение численности армии, распределение полководцев по армиям и провинциям, финансирование армии во время войны.

2. Финансовые - составление государственного бюджета и контроль за его исполнением, распределение денежных сумм между отдельными магистратами, установление размеров налогов и контрибуций - платежей с побеждённых народов, распоряжение казной, чеканка монеты.

В ранний период государственные потребности Рима носили ограниченный характер. Налоги платили лишь неполноправные плебеи. Налоги с римских граждан отличались случайностью и недолговечностью. Постоянным налогом стал 5 % сбор с отпущенных на волю рабов. Затем при царях существовал особый сбор с продажи соли, вызывавший большое недовольство. Сервий Туллий подверг налогообложению имущество граждан, подвергавшееся оценке каждые пять лет при цензе.

По мере успешных римских завоеваний эти сборы теряли своё значение. Военная добыча и доход от завоеваний стали главным источником государственных доходов. Покорённые народы облагались разными налогами и повинностями. Налоги с полноправных граждан были постепенно отменены. Для римских граждан оставался только один случайный налог в 5 % с отпуска рабов. Зато провинции грабились и угнетались немилосердно. Богатство Рима держалось на организованном грабеже завоёванных провинций. Римское государство передавало взимание провинциальных налогов на откуп отдельным лицам или даже целым кампаниям. Они вносили в казну определённую сумму, а потом выжимали её из населения с большой прибавкой. При господстве откупной системы, при отсутствии каких - либо правильных принципов налогообложения, в сборе налогов царил полный произвол.

3. Внешнеполитические - право представлять Рим перед иностранными государствами, вести с ними переговоры, объявлять им войну, заключать мир и вступать в другие международные договоры.

4. Религиозные - установление общественных празднеств, культа новых богов, постройка храмов, высший надзор за культом.

5. Административные - управление провинциями, назначение наместников провинций, надзор за полицией.

Комиций (лат. comitio, от лат. comeo - схожусь, собираюсь) - народное собрание в Древнем Риме.

Существовали три вида комиций:

Куриатные комиции - собрания патрициев по куриям, восходящие к родовому строю. В царскую эпоху (VIII-VI века до н. э.) решали вопросы войны и мира и избрания царей. Созывались царями и интеррексами (верховными правителями в периоды междуцарствий). В эпоху республики, с появлением других видов комиций, потеряли политическое значение, сохранив формальное право вручения империя (то есть верховной власти) магистратам, а также право решения вопросов, связанных с отношениями между членами родов и фамилий, и дел религиозного характера.

Центуриатные комиции - собрания по центуриям, объединявшим и патрициев, и плебеев по принципу имущественного ценза. Согласно исторической традиции, были основаны в середине VI в. до н. э. Сервием Туллием. Изначально были собраниями воинов. Центуриатные комиции ведали вопросами войны и мира, избирали высших магистратов, исполняли судебные функции. Созывались высшими магистратами за померием на Марсовом поле. Каждый класс подразделялся на центурии. Созывалось для избрания консулов, преторов, цензоров. Кроме того использовалось для прослушивания дел по государственной измене и одобрения законов, что впрочем не являлось основной его функцией

Трибутные комиции - собрания всех граждан по территориальным округам - трибам. Выросли из сходок плебса, где избирались народные трибуны и плебейские эдилы. В результате борьбы плебеев с патрициями с 287 до н. э. получили законодательную, а потом и судебную власть и право избирать всех низших магистратов, превратившись в важнейший вид народных собраний. Созывались консулами, преторами, диктаторами и народными трибунами на Форуме или на Марсовом поле. Представляло собой 35 триб, состоящих из всего населения Рима без различия по классам. Обычно, если трибутное собрание созывались консулами или преторами, то оно проходило на Нижнем Форуме. Трибутное собрание могло избирать курульных эдилов, квесторов, военных трибунов, составлять и принимать законы. До учреждения Луцием Корнелием Суллой постоянных судов в трибутных комициях могли проводиться судебные процессы. В период Поздней Республики собиралось в основном для принятия законов и проведения выборов.

В I веке до н. э., с распространением римского гражданства на свободное население всей Италии, система комиций переживает кризис. При Сулле ограничиваются, а при Августе отмирают судебные функции комиций, выборные функции становятся формальностью. К концу I в. н. э. отмирают и законодательные функции комиций.

Перейти к: навигация, поиск

Куриатные комиции - древнеримские собрания патрициев 30 курий, восходящие к родовому строю.

До реформы Сервия Туллия куриатные комиции были в Риме единственным видом комиций и состояли, очевидно, лишь из патрициев. Вопрос, состояли ли плебеи в куриатных комициях во времена Республики, в науке дискуссионен. Одни авторы (например, Эрнст Херцог) считали, что и во времена Республики куриатные комиции включали только патрициев. Другие (например, Вильгельм Зольтау), отстаивали точку зрения, что плебеи были включены в их состав еще во времена царского Рима. Однако для царского периода присутствие плебеев в куриатных комициях довольно сомнительно. Так, И. Л. Маяк делала вывод, что плебеи стали принимать участие в этом виде комиций не ранее IV в. до н. э. Местом их проведения был Comitium на Форуме

Главные функции куриатных комиций состояли в следующем:

Вынесение Lex curiata de imperio (куриатного закона об империи) - этот закон был необходим для того, чтобы вручить ординарному или экстраординарному магистрату высшую власть - империй.
Утверждение отдельных частных актов - усыновлений и завешаний, то есть куриатные комиции ведали вопросами семейного права.

С течением времени и политическая роль куриатных комиций, и, соответственно, их популярность, снижались. К концу Республики наделение магистратов империем осталось фактически единственной функцией этих собраний, и на них собиралось лишь 30 ликторов, символизировавших 30 курий. Тем не менее, с формальной точки зрения, куриатные комиции вплоть до своего исчезновения при Империи оставались сосредоточием высшей власти, так как именно они вручали магистратам империй.

Трибутные комиции (лат. comitia tributa) - один из видов народного собрания в Древнем Риме. В раннюю эпоху проводились как плебейские собрания по трибам (территориальным округам), которые созывались на Капитолии, Форуме или Марсовом поле. Со II века до н. э. трибутные комиции стали основными.

Существовало три вида трибутных комиций:

Consilia plebis tributa - чисто плебейские собрания, проводились под председательством плебейских магистратов (плебейского трибуна или эдила). Постановления concilia plebis tributa назывались лат. plebiscita (плебисцит). По законам 449 г. до н. э. (Закон Валерия и Горация), 339 г. до н. э. (Закон Публия Филона) и 287 г. до н. э. (Закон Гортензия) плебисциты стали иметь силу законов для всех граждан, независимо от происхождения. До того они были обязательны лишь для плебеев. Concilia plebis tributa стали собственно полноправным видом народных собраний с 471 г. до н. э., когда стали избирать плебейских трибунов. На этих комициях избирались и плебейские эдилы.
Comitia tributa - патрициано-плебейские собрания. Патриции начали принимать активное участие в работе трибутных комиций после 471 г. до н. э., после расширения прав последних. Проводились под председательством консула или претора - высших магистратов, первоначально избиравшихся только из патрициев. Постановления comitia tributa назывались лат. populuscita или лат. leges - законы. В comitia tributa избирали квесторов и курульных эдилов. Обладали эти собрания и судебной властью - в них рассматривались дела, влекшие за собой штраф.
Contio - сходка. Это было просто собрание плебеев, на котором не принимались никакие постановления. На сходках заслушивались сообщения магистратов, народ совещался между собой, но голосования не происходило. Данный вид комиций, в силу своей специфичности, просуществовал в Риме дольше всех остальны - институт contio был широко распространен в римской императорской армии и зачастую именно на таких армейских собраниях в эпоху Империи императоры обретали легитимность.

Центуриатные комиции (лат. Comitia centuriata) - один из видов народного собрания в Древнем Риме, состоявшее из патрициев и плебеев, способных носить оружие. Собрание распределялось по принципу имущественного ценза. По преданию были учреждены предпоследним римским царем Сервием Туллием. По функциям они вытеснили куриатные комиции. Прежде чем подавать голос, участники одной центурии совещались между собой. Каждая центурия имела один голос в комициях, поэтому общее число голосов равнялось количеству центурий. Однако, большинство центурий принадлежало первому классу (крупным землевладельцам) и перевес принадлежал часто именно ему. Всего имелось 193 центурии, голосование останавливалось, если первые 97 центурий голосовали единым мнением.

Так как центуриатные комиции были собранием воинов, то, по закону, они не могли собираться в самом городе Риме и собирались вне священной границы города (померия), на Марсовом поле. В течение собрания на Капитолии развевалось красное боевое знамя. Созывать центуриатные комиции могли только высшие магистраты, обладавшие империем: консулы, преторы, диктаторы, интеррексы. До закона Гортензия 287 г. до н. э. через центуриатные комиции проходило большинство законов. После этой даты этим правом наделялись также трибутные комиции. Тем не менее даже тогда полномочия центуриатных комиций оставались весьма широкими. Они объявляли войну и заключали мир. В центуриях выбирали всех высших магистратов. Также до закона Луция Апулея Сатурнина (Lex Appuleia de majestate) были основным органом по делам о государственной измене.

В Римской республике существовали три вида народных собраний - центуриатные, трибутные и куриатные.

Главную роль играли центуриатные собрания, обеспечивавшие благодаря своей структуре и порядку принятие решений преобладающих аристократических и богатых кругов рабовладельцев. Правда, их структура с середины III в. до н.э. с расширением пределов государства и увеличением числа свободных изменилась не в их пользу: каждый из пяти разрядов имущих граждан стал выставлять равное количество центурий - по 70, а общее число центурий было доведено до 373. Но преобладание аристократии и богатства все же сохранилось, так как в центуриях высших разрядов было гораздо меньше граждан, чем в центуриях низших разрядов, а неимущие пролетарии, чья численность значительно возросла, по-прежнему составляли только одну центурию.

В компетенцию центуриатного собрания входило принятие законов, избрание высших должностных лиц республики (консулов, преторов, цензоров), объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни.

Второй вид народных собраний представляли трибутные собрания, которые в зависимости от состава жителей триб, участвовавших в них, делились на плебейские и патрицианско-плебейские. Поначалу их компетенция была ограниченной. Они избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и др.) и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа. Плебейские собрания, кроме того, избирали плебейского трибуна, а с III в. до н.э. они получили и право принятия законов, что привело к росту их значения в политической жизни Рима. Но вместе с тем в результате увеличения к этому времени числа сельских триб до 31 (с сохранившимися 4 городскими трибами всего стало 35 триб) жителям отдаленных триб стало затруднительно являться в собрания, что позволило богатым римлянам усилить свои позиции в этих собраниях.

Куриатные собрания после реформ Сервия Туллия потеряли былое значение. Они лишь формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, и в конце концов были заменены собранием тридцати представителей курии - ликторов.

Народные собрания в Риме созывались по усмотрению высших должностных лиц, которые могли и прервать собрание, и перенести его на другой день. Они же председательствовали в собрании и объявляли вопросы, подлежащие решению. Участники собрания не могли изменять внесенные предложения. Голосование по ним было открытым и только в конце республиканского периода было введено тайное голосование (участникам собрания раздавались специальные таблицы для голосования). Важную, чаще всего определяющую роль играло то обстоятельство, что решения центуриатного собрания о принятии законов и избрании должностных лиц в первый век существования республики подлежали утверждению сенатом, но и затем, когда в III в. до н.э. это правило было отменено, сенат получил право предварительного рассмотрения вопросов, выносимых в собрание, что позволяло ему фактически направлять деятельность собрания.

Важную роль в государственном механизме Римской республики играл сенат. Сенаторы (вначале их было 300, по числу патрицианских родов, а в 1 в. до н.э. число сенаторов было увеличено сначала до 600, а затем до 900) не избирались. Специальные должностные лица - цензоры, распределявшие граждан по центуриям и трибам, раз в пять лет составляли списки сенаторов из представителей знатных и богатых семей, уже занимавших, как правило, высшие государственные должности. Это делал сенат органом верхушки рабовладельцев, фактически независимым от воли большинства свободных граждан.

Формально сенат был совещательным органом, и его постановления назывались сенатус-консульты. Но компетенция сената была обширной, Он, как указывалось, контролировал законодательную деятельность центуриатных (а затем и плебейских) собраний, утверждая их решения, а впоследствии предварительно рассматривая (и отвергая) законопроекты. Точно таким же образом контролировалось избрание народными собраниями должностных лиц (вначале утверждением избранных, а впоследствии - кандидатур). Большую роль играло то обстоятельство, что в распоряжении сената находилась казна государства. Он устанавливал налоги и определял необходимые финансовые расходы. К компетенции сената относились постановления по общественной безопасности, благоустройству и религиозному культу. Важное значение имели внешнеполитические полномочия сената. Если войну объявляло центуриатное собрание, то мирный договор, а также договор о союзе утверждал сенат. Он же разрешал набор в армию и распределял легионы между командующими армиями. Наконец, в чрезвычайных обстоятельствах (опасная война, мощное восстание рабов и т.п.) сенат мог принять решение об установлении диктатуры.

Магистратурами в Риме именовались государственные должности. Как и в Древних Афинах, в Риме сложились определенные принципы замещения магистратур. Такими принципами были выборность, срочность, коллегиальность, безвозмездность и ответственность.

Все магистраты (кроме диктатора) избирались центуриатными или трибутными собраниями на один год. Это правило не распространялось на диктаторов, срок полномочий которых не мог превышать шести месяцев. Кроме того, полномочия консула, командовавшего армией, в случае незакончившейся военной кампании могли быть продлены сенатом. Как и в Афинах, все магистратуры были коллегиальными - на одну должность избиралось несколько человек (диктатор назначался один). Но специфика коллегиальности в Риме заключалась в том, что каждый магистрат имел право самостоятельно принимать решение. Это решение могло быть отменено его коллегой (право интерцессии). Вознаграждения магистраты не получали, что, естественно, закрывало путь к магистратурам (а затем и в сенат) малоимущим и неимущим. В то же время магистратуры, особенно в конце республиканского периода, стали источником значительных доходов. Магистраты (за исключением диктатора, цензора и плебейского трибуна) по истечении срока их полномочий могли быть привлечены к ответственности народным собранием, избравшим их.

Необходимо отметить и еще одно существенное отличие римской магистратуры - иерархию должностей (право вышестоящего магистрата отменить решение нижестоящего).

Власть магистратов подразделялась на высшую (imperium) и общую (potestas). В imperium включались высшая военная власть и право заключать перемирие, право созывать сенат и народные собрания и председательствовать в них, право издавать приказы и принуждать к их исполнению, право суда и назначения наказания. Эта власть принадлежала диктатору, консулам и преторам. Диктатор имел "высочайший империум" (summum imperium), включавший право приговаривать к смертной казни, не подлежащее обжалованию. Консулу принадлежал большой империум (majus imperium) - право выносить смертный приговор, который мог быть обжалован в центуриатном собрании, если он был вынесен в городе Риме, и не подлежал обжалованию, если был вынесен за пределами города. У претора был ограниченный империум (imperium minus) - без права приговаривать к смертной казни.

Власть potestas принадлежала всем магистратам и включала в себя право отдавать распоряжения и налагать штрафы за их невыполнение.

Магистратуры делились на ординарные (обычные) и экстраординарные, (чрезвычайные). К ординарным магистратурам относились должности консулов, преторов, цензоров, квесторов, эдилов и др.

Консулы (в Риме избирались два консула) были высшими магистратами и возглавляли всю систему магистратур. Особенно существенными были военные полномочия консулов: набор в армию и командование ею, назначение военачальников, право заключать перемирие и распоряжаться военной добычей. Преторы появились в середине IV в. до н.э. в качестве помощников консулов. В силу того, что последние, командуя армиями, часто отсутствовали в Риме, к преторам перешло управление городом и, что особенно важно, руководство судопроизводством, позволявшее в силу имевшегося у них империума издавать общеобязательные постановления и тем самым создавать новые нормы права. Вначале избирался один претор, затем два, один из которых рассматривал дела римских граждан (городской претор), а другой - дела с участием иностранцев (претор перегринов). Постепенно число преторов увеличилось до восьми.

Два цензора избирались раз в пять лет для составления списков римских граждан, распределения их по трибам и разрядам и для составления списка сенаторов. Кроме того, к их компетенции относилось наблюдение за нравственностью и издание соответствующих эдиктов. Квесторы, бывшие сначала помощниками консулов без специальной компетенции, со временем стали ведать (под контролем сената) финансовыми расходами и расследованием некоторых уголовных дел. Число их, соответственно, росло и к концу республики достигло двадцати. Эдилы (их было два) наблюдали за общественным порядком в городе, торговлей на рынке, организовывали празднества и зрелища.

Коллегии "двадцати шести мужей" состояли из двадцати шести человек, входивших в пять коллегий, ведавших надзором за тюрьмами, чеканкой монеты, очисткой дорог и некоторыми судебными делами.

Особое место среди магистров занимали плебейские трибуны. Их право veto играло большую роль в период завершения борьбы плебеев за равноправие. Затем, по мере увеличения роли сената, активность плебейских трибунов пошла на убыль, а попытка Гая Гракха во II в. до н.э. усилить ее окончилась крахом.

Экстраординарные магистратуры создавались только в чрезвычайных, грозящих особой опасностью Римскому государству обстоятельствах - тяжелая война, большое восстание рабов, серьезные внутренние беспорядки. Диктатор назначался по предложению сената одним из консулов. Он обладал неограниченной властью, которой подчинялись все магистраты. Право veto плебейского трибуна на него не действовало, распоряжения диктатора не подлежали обжалованию, и за свои действия он не нес ответственности. Правда, в первые века существования республики диктатуры вводились не только в чрезвычайных обстоятельствах, а для решения конкретных задач и полномочия диктатора ограничивались рамками этой задачи. За ее пределами действовали ординарные магистратуры. В период расцвета республики к диктатуре почти не прибегали.

Община «Рим» развилась теперь в целое государство, «Римскую республику», жители которой (помимо национально-племенных, имущественных и иных отличий) делятся прежде всего на лично свободных и лично несвободных. Лично свободные подразделяются на граждан и чужестранцев.

Главной цитаделью нобилитета и руководящим органом республики являлся сенат. Сенаторов обычно было 300. Право назначать сенаторов принадлежало раньше царю, а затем консулам . По закону Овиния (последняя четверть IV в.) это право перешло к цензорам. Каждое пятилетие цензоры пересматривали список сенаторов, могли вычеркивать из него тех, кто по тем или иным основаниям не соответствовал своему назначению, и вписывать новых. Закон Овиния установил, «чтобы цензоры под клятвой выбирали в сенат лучших из всех категорий магистратов». Речь идет о бывших магистратах до квесторов включительно.

Сенаторы распределялись по рангам. На первом месте стояли так называемые «курульные сенаторы», т. е. бывшие магистраты, занимавшие курульную должность: бывшие диктаторы, консулы, цензоры, преторы и курульные эдилы; затем шли остальные: бывшие плебейские эдилы, народные трибуны и квесторы, а также сенаторы, не занимавшие в прошлом никакой магистратуры (таких было немного). Первым в списке стоял самый уважаемый сенатор, называвшийся princeps senatus (первый сенатор). Принадлежностью к той или другой категории определялся порядок голосования. Последнее происходило или путем отхода в сторону, или посредством личного опроса каждого сенатора. Созывать сенат и председательствовать в нем могли все экстраординарные магистраты, например диктаторы, а из ординарных-консулы, преторы, а позднее народные трибуны.

До начала гражданских войн сенат пользовался огромным авторитетом. Это объясняется главным образом его социальным составом и организацией. Первоначально в сенат могли входить только главы патрицианских семей. Но уже очень рано, вероятно, с начала республики, в сенате начали появляться и плебеи. По мере завоевания ими высших магистратур число их в сенате стало быстро увеличиваться. В III в. подавляющее большинство сенаторов принадлежало к нобилитету, т. е. к правящей касте римского общества. Это создавало сплоченность сената, отсутствие в нем внутренней борьбы, единство его программы и тактики, обеспечивало ему поддержку самой влиятельной части общества. Между сенатом и магистратами существовало тесное единство, поскольку каждый бывший магистрат в конце концов попадал в сенат, а новые должностные лица выбирались фактически из тех же сенаторов. Поэтому магистратам было невыгодно ссориться с сенатом. Магистраты приходили и уходили, сменяясь, как правило, ежегодно, а сенат был постоянно действующим органом, состав которого в основном оставался неизменным (массовое пополнение сената новыми членами было очень редким явлением). Это давало ему преемственность традиций и большой административный опыт.


Круг дел, которыми руководил сенат, был очень широк. До 339 г., как было указано выше, ему принадлежало право утверждать постановления народного собрания. После этого года требовалось только предварительное одобрение сенатом вносимых в комиции законопроектов. По закону Мения, этот же порядок был установлен и по отношению к кандидатурам должностных лиц.

Сенат в случае тяжелого внешнего или внутреннего состояния государства объявлял чрезвычайное, т. е. осадное, положение. Это делалось чаще всего посредством назначения диктатора. Со II в. в практику входят другие формы введения осадного положения. Одна из них состояла в том, что сенат принимал постановление: «Пусть консулы наблюдают, чтобы республика не потерпела какого-нибудь ущерба». Этой формулой консулам (или другим должностным лицам) давались чрезвычайные полномочия, подобные полномочиям диктатора. Другим способом концентрации исполнительной власти было избрание одного консула. Этот способ, правда, очень редко, применялся в I в.

Сенату принадлежало высшее руководство военными делами. Он определял время и количество набора в армию, а также состав контингентов: граждане, союзники и, проч. Сенат выносил постановление о роспуске войска, под его контролем происходило распределение отдельных войсковых соединений или фронтов между военачальниками. Сенат устанавливал бюджет каждого военачальника, назначал триумфы и другие почести победоносным полководцам.

В руках сената была сосредоточена вся внешняя политика. Право объявлять войну, заключать мир и союзные договоры принадлежало народу, но сенат вел для этого всю подготовительную работу. Он отправлял посольства в другие страны, принимал иностранные послов и вообще ведал всеми дипломатическими актами.

Сенат управлял финансами и государственными имуществами : составлял бюджет (обычно на 5 лет), устанавливал характер и сумму налогов, контролировал откупа, руководил чеканкой монеты и проч.

Сенату принадлежал высший надзор за культом . Он учреждал праздники, устанавливал благодарственные и очистительные жертвоприношения, в наиболее серьезных случаях толковал знамения богов, контролировал иностранные культы и, если это было нужно, запрещал их.

Члены всех постоянных судебных комиссий до эпохи Гракхов состояли из сенаторов. Только в 123 г. Гай Гракх передал суды в руки всадников (под этим названием понимали тогда богатых купцов и ростовщиков).

В том случае если должности высших магистратов, имевших право председательствовать в народном собрании для выбора консулов, были вакантны или эти магистраты не могли прибыть к моменту выборов в Рим, сенат объявлял «междуцарствие». Этот термин сохранился еще от царской эпохи. Один из сенаторов назначался «междуцарем» для председательствования в консульских избирательных комициях. Он исполнял свою должность в течение пяти дней, после чего назначал себе преемника и передавал ему свои полномочия. Тот назначал следующего и т. д. до тех пор, пока в центуриатных комициях не будут избраны консулы.

Таким образом, сенат являлся высшим административным органом республики, и вместе с тем ему принадлежал верховный контроль над всей жизнью государства.

Оба крупных сословных класса предшествующего периода, патриции и плебеи, продолжали существовать и теперь, и их взаимная борьба за политические права была наиболее характерным явлением в жизни римской общины периода Республики. Уже при Сервии Туллии, по преданию, плебеи, первоначально бесправные, получили некоторые права, например право землевладения, право законного брака и коммерции между собой, ограниченное право на судебное разбирательство, право голоса и отбывания воинской повинности. Они, таким образом, стали из бесправных - неполноправными гражданами, и стремление к полному правовому равенству с патрициями, особенно в праве занимать высшие государственные должности, привело к усилению борьбы их с патрициями, до полного уравнения в правах. По законам Люция Секстия (366 г. до н. э.) плебеи получили доступ к высшим светским, а по закону Огульны (300 г. до н. э.) и к высшим духовным должностям, кроме полученного еще ранее права на законный брак с патрициями. Благодаря расширению государства значительно увеличился также и численный состав плебса.

Таким образом, оба сословия слились в одном понятии «римский народ». Однако осуществление права занимать высшие государственные должности, вследствие дорого стоившей предвыборной агитации и отсутствия вознаграждения за отправление должности, было доступно лишь зажиточным гражданам. В результате из патрициев и богатых плебеев постепенно образовалась чиновная, служилая знать (нобили), стоявшая в противоположности к менее зажиточному плебсу.

Управление римской общиной Республиканского периода основывалось на воле народа. Поэтому все важнейшие вопросы управления решались на основании того или иного волеизъявления общины, «народа Рима». Ему принадлежала:

власть законодательная - право издавать законы;

власть судебная - право производить суд;

власть избирательная - право избрания магистратов;

власть решающая - в вопросах о мире и войне.

Решения народа по пунктам а) и г), как имевшие силу закона, назывались «законами народа» или «народными повелениями». Сам народ, как носитель верховной власти, был облечен известным величием, и преступления против общины считались оскорбляющими величие римского народа. Перед народным собранием склонялись фасции магистратов, присутствующих в собрании, как символ их преклонения пред «величием народа».

Свои права народ осуществлял в народных собраниях, обычно в так называемых комициях (от лат. - «сходиться»), то есть в созываемых и руководимых имевшим на то право должностным лицом (например консулом или претором) собраниях полноправных граждан, на которых они (в своих политических делениях по куриям, центуриям или трибам) решали посредством подачи голосов предлагаемые на решение очередные вопросы.

Право участия в комициях и подачи голос имели все римские граждане (обладавшие правом голоса), где бы они ни находились - в Риме, провинции или колонии. В соответствии с участвовавшими в собраниях представителями римской общины, комиции подразделялись на куриатский комиции, центуриатский комиции и трибутский комиции.

От комиции следует отличать созывавшиеся светским или духовным должностным лицом свободные собрания (не по политическим делениям) или сходки, где народ не голосовал, а обычно выслушивал доклады и сообщения или обсуждал некоторые важные вопросы, особенно стоявшие на очереди в ближайшие комиции. Говорить на этих собраниях могли все присутствующие. Собирались они обычно на Форуме, а созываемые духовным лицом - на Капитолии.

Причина падения республики в том, что она была государственной формой, которая сложилась на базе города-государства и которая не могла обеспечить интересы широких кругов рабовладельцев в рамках обширной империи. Господствующие классы в этих условиях видели единственное средство сохранения своей власти в диктатуре, опиравшейся на армию. Существует еще множество причин падения республики С. И. Ковалев считает, что: «Главной и самой общей причиной являлось противоречие между политической формой республики I в. до н. э. и ее социально-классовым содержанием. В то время как эта форма оставалась старой, содержание ее существенно изменилось».

Комиций (лат. comitio , от лат. comeo - схожусь, собираюсь) - народное собрание в Древнем Риме .

Существовали три вида комиций:

  • Куриатные комиции - собрания патрициев по куриям , восходящие к родовому строю. В царскую эпоху (VIII-VI века до н. э.) решали вопросы войны и мира и избрания царей. Созывались царями и интеррексами (верховными правителями в периоды междуцарствий). В эпоху республики , с появлением других видов комиций, потеряли политическое значение, сохранив формальное право вручения империя (то есть верховной власти) магистратам , а также право решения вопросов, связанных с отношениями между членами родов и фамилий, и дел религиозного характера.
  • Центуриатные комиции - собрания по центуриям , объединявшим и патрициев, и плебеев по принципу имущественного ценза. Согласно исторической традиции, были основаны в середине VI в. до н. э. Сервием Туллием . Изначально были собраниями воинов. Центуриатные комиции ведали вопросами войны и мира, избирали высших магистратов, исполняли судебные функции. Созывались высшими магистратами за померием на Марсовом поле . Каждый класс подразделялся на центурии. Созывалось для избрания консулов, преторов, цензоров. Кроме того использовалось для прослушивания дел по государственной измене и одобрения законов, что впрочем не являлось основной его функцией
  • Трибутные комиции - собрания всех граждан по территориальным округам - трибам . Выросли из сходок плебса, где избирались народные трибуны и плебейские эдилы . В результате борьбы плебеев с патрициями с 287 до н. э. получили законодательную, а потом и судебную власть и право избирать всех низших магистратов, превратившись в важнейший вид народных собраний. Созывались консулами , преторами , диктаторами и народными трибунами на Форуме или на Марсовом поле. Представляло собой 35 триб, состоящих из всего населения Рима без различия по классам. Обычно, если трибутное собрание созывались консулами или преторами, то оно проходило на Нижнем Форуме. Трибутное собрание могло избирать курульных эдилов, квесторов, военных трибунов, составлять и принимать законы. До учреждения Луцием Корнелием Суллой постоянных судов в трибутных комициях могли проводиться судебные процессы. В период Поздней Республики собиралось в основном для принятия законов и проведения выборов.

В I веке до н. э., с распространением римского гражданства на свободное население всей Италии, система комиций переживает кризис. При Сулле ограничиваются, а при Августе отмирают судебные функции комиций, выборные функции становятся формальностью. К концу I в. н. э. отмирают и законодательные функции комиций.

Вот кратко:

Сенат являлся высшим государственным органом Рима. Хотя никакими узаконенными функциями он не обладал, рекомендации сената (лат. senatusconsulta ) обладали такой же силой, как и законы Республики. Его власть держалась, главным образом, на авторитете, и, кроме того, была подкреплена уважением к обычаям предков и религиозным пиететом.

Сенат эпохи развитой и поздней республики состоял из 300 сенаторов, обычно бывших высокопоставленных должностных лиц государства (магистратов) (в более отдалённые времена - родовых старейшин). Пополнением сената ведали цензоры, которые из числа бывших магистратов включали в его состав наиболее достойных. Власть сената распространялась на все сферы государственной жизни. В его исключительном распоряжении находилась казна. В сенате предварительно обсуждались все проекты законов и кандидатуры будущих магистратов. Кроме того, в его ведении находилась внешнеполитическая деятельность Республики.

Государство и право Древнего Рима подразделяется на 3 периода:

· Царский период (753-509 гг. до н.э.);

· Республиканский период (509-27 гг. до н.э.);

· Императорский период (27 г. до н.э.- 476 г. н.э.)

В свою очередь императорский период делится на периоды принципата (27 г. до н.э. – 193 г. н.э.) и домината (193 – 476 гг. н.э.).

Во все эти периоды (за исключением периода домината) главными представительными органами были Сенат и Народные собрания. В период республики организация власти была довольно простой, и значительное время удовлетворяло потребности существовавшего тогда государства. На протяжении последующих 5 веков существования республики территория государства значительно увеличилась, но практически это не отразилось на структуре высших органов государства, в том числе представительных. Естественно, что такое положение дел снижало эффективность управления и в последующем стало одной из причин падения республики.

В отличие от рабовладельческой демократии в Афинах, в Римской республике сочетались между собой аристократические и демократические черты, при преобладании первых. Это отразилось в полномочиях и взаимоотношениях высших государственных органов. Ими являлись Народные собрания, Сенат и Магистратура. Предметом нашего рассмотрения будут Народные собрания и Сенат, которые были воплощением тогдашней представительной власти.

Народные собрания. Народные собрания считались органами власти римского народа и были олицетворением свойственной полису демократии, но не они преимущественно управляли государством. Главным образом это делал другой представительный орган – Сенат, а также Магистраты. В Риме периода республики существовало 3 вида Народных собраний – центуриатные, трибутные и куриатные.

Главную роль играли центуриатные собрания, обеспечивавшие благодаря своей структуре и порядку принятие решений преобладающих аристократическихи богатых кругов рабовладельцев. Однако, их структура с середины III века до н.э. с расширением территории государства и увеличением числа свободных изменилась не в их пользу: каждый из 5 разрядов имущих граждан стал выставлять равное количество центурий (электоральная группа римлян) – по 70, а общее число центурий было доведено до 373. Но преобладание аристократии и богатого слоя, тем не менее сохранялось, т.к. в центуриах высших разрядов было гораздо меньше граждан, чем в центуриах меньших разрядов, а пролетарии (неимущий слой граждан), чья численность значительно возросла, по-прежнему составляли одну центурию.

В компетенцию центуриатного собрания входило принятие законов, избрание высших должностных лиц республики, например, консулов (высшее выборное должностное лицо), объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры смертной казни.


Второй вид Народных собраний представляли Трибутные собрания, которые в зависимости от состава жителей триб (административная единица), участвовавших в них, делились на плебейские и патрицианско-плебейские. В начале их компетенция была ограниченной. Они избирали низших должностных лиц и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафов. Плебейские собрания кроме того избирали плебейского трибуна (должностное лицо, защищавшее интересы плебеев), а с III века до н.э. они получили право издавать законы, чтобы привело к росту их значения в политической жизни Рима. Но вместе с тем в результате увеличения к этому времени числа сельских триб до 31 (с сохранившимися 4-мя городскими трибами всего стало 35 триб) жителям отдаленных триб стало затруднительно являться в собрания, что позволило богатым римлянам усилить свои позиции в этих собраниях.

Куриатные собрания после реформ римского царя Сервия Туллия (VI век до н.э.) потеряли былое значение, лишь формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями и в конце концов были заменены Собранием 30 представителей курии – ликторов.

Народные собрания в Риме созывались по усмотрению высших должностных лиц, которые могли, как и прервать собрания, так и перенести на другой день. Они же председательствовали в собрании и объявляли вопросы, подлежащие решению. Участники собрания не могли изменять внесенные предложения, голосование по ним было открытым. И только в конце республиканского периода было введено тайное голосование. Важнейшую роль играло то обстоятельство, что решение Центуриатного собрания о принятии законов и избрании должностных лиц в первое столетие существования республики подлежали утверждению Сенатом, но затем в III веке до н.э. это правило было отменено, Сенат получил право предварительно рассматривать вопросы, выносимые на собрание. Таким образом, Сенат фактически направлял деятельность собрания.

Сенат. Важную роль в государственном механизме Рима играл Сенат. Переход к республике усилил влияние Сената как единственно постоянного органа власти, который выражал патрициев. Сенаторы (в начале их было 300, по числу патрицианских родов; а в I веке до н.э. числу сенаторов было увеличено сначала до 600, а затем до 900) не избирались. Специальные должностные лица – цензоры, распределявшие граждан по центуриам и трибам, раз в 5 лет составляли списки сенаторов из представителей знатных семей, уже занимавших государственные должности. Это делало Сенат органом верхушки рабовладельцев, фактически независимым от воли большинства граждан.

Первоначально Сенат имел право утверждать или отклонять решения комиций (собраний). Но уже с IV века до н.э. Сенат стал высказывать несогласие с законопроектом, вынесенным на утверждение комиции предварительно. Мнение Сената в данном случае не было формальностью, поскольку за Сенатом стояли и магистраты, и соответствующие комиции. Исполнительной властью Сенат не обладал и поэтому он обращался к помощи магистратур. Формально Сенат был совещательным органом и его постановления назывались сенатус-консульты, но полномочия Сената были обширными. А именно, он контролировал законодательную деятельность центуриатных (а позже и плебейских) собраний, утверждая их решения а в последствии предварительно рассматривал и возможно отвергал законопроекты. Таким же образом контролировалось избрание должностных лиц (в начале – утверждением избранных, а впоследствии - кандидатур). Большую роль играла то обстоятельство, что в распоряжении Сената находилась казна государства. Он также устанавливал налоги и определял необходимые финансовые расходы. Кроме того в полномочия Сената входили: постановления по общественной безопасности, благоустройству и религиозному культу. Важнее значение имели внешнеполитические полномочия Сената. Если войну объявляло центуриатное собрание, то мирный договор, а также договор о союзе утверждал Сенат. Он дозволял набор в армию и распределял легионы между командующими. Также при возникновении экстраординальных обстоятельств (война, мощное восстание рабов и т.п.) Сенат мог принять решение об установлении диктатуры.

Вершина власти Сената была в 300-135 гг. до н.э., когда без него не принималось ни одного значительного решения в области внешней и внутренней политики. Падение роли Сената началось в эпоху гражданских войн (II-I века до н.э.), когда государственные дела осуществляли такие исторические личности как Марий, Сулла и Цезарь.

Сенат полностью теряет былое значение, начиная с периода принципата, и его роль практически сошла на нет в период домината.

Ремонт