Война в заполярье 1941 1945. Сражения Великой Отечественной

Кольский полуостров занимал значительное место в агрессивных планах гитлеровского командования. Основными стратегическими задачами противника на этом участке были захват в кратчайшие сроки города Мурманска с его незамерзающим портом, пунктов базирования Северного флота, а также выход на линию Кировской железной дороги, соединяющей Мурманский порт с основной частью страны. Кроме того, захватчиков привлекали природные богатства Кольской земли, особенно месторождения никеля - металла, крайне необходимого для военной промышленности Германии и ее союзников. Для достижения этой цели на арктическом театре военных действий была сосредоточена армия "Норвегия" в составе двух германских и одного финского корпусов, которую поддерживали часть сил 5-го воздушного флота и ВМС Германии. Им противостояла советская 14-я армия, занимавшая оборону на Мурманском и Кандалакшском направлениях. С моря 14-ю армию прикрывали корабли Северного флота.

Блицкриг в Арктике сорван

Великая Отечественная война в Заполярье началась с массированных бомбардировок городов, населенных пунктов, промышленных предприятий, пограничных застав, военно-морских баз. Первые авианалеты фашистская авиация провела уже в ночь на 22 июня 1941 года.


Активные боевые действия на Кольском Севере начались 29 июня 1941 года. Главный удар противник наносил на Мурманском направлении. В течение первой половины июля войска 14-й армии, ведя тяжелые бои, остановили врага в 20-30 километрах от границы. Большую помощь воинам 14-й армии оказали подразделения морской пехоты Северного флота. Удары морских десантов во фланг противнику 7 и 14 июля сыграли значительную роль в срыве планов фашистского командования.

Не удалось фашистам захватить и полуостров Рыбачий - стратегический пункт, откуда контролировался вход в Кольский, Мотовский и Печенгский заливы. Летом 1941 года советские войска при поддержке кораблей Северного флота остановили противника на хребте Муста-Тунтури.

Полуостров Рыбачий стал непотопляемым линкором Заполярья и сыграл важную роль в защите Кольского залива и города Мурманска.


8 сентября 1941 года гитлеровцы возобновили наступление на Мурманском направлении, но войска 14-й армии заставили противника перейти к обороне, а 23 сентября нанесли контрудар и отбросили врага за реку Большая Западная Лица. В этих боях приняла боевое крещение сформированная в Мурманске Полярная дивизия. Когда противнику удалось продвинуться вперед и создать прямую угрозу захвата Мурманска, полки Полярной дивизии с ходу вступили в бой с прорвавшейся группировкой и отбросили врага на прежние позиции.

На рубеже реки Западная Лица линия фронта проходила до октября 1944 года.

Вспомогательный удар противник нанес на Кандалакшском направлении. Первую попытку перейти границу на этом участке фронта гитлеровские войска предприняли еще 24 июня, но были отброшены. 1 июля 1941 года противник начал более массированное наступление, и вновь ему не удалось добиться ощутимых успехов. Вражеские части смогли продвинуться вглубь советской территории лишь на 75-80 километров, и были остановлены благодаря стойкости наших войск.


К осени 1941 года стало ясно, что блицкриг в Арктике сорван. В тяжелых оборонительных боях, проявляя мужество и героизм, советские пограничники, воины 14-й армии, моряки Северного флота обескровили наступающие части противника и заставили его перейти к обороне. Фашистскому командованию не удалось достигнуть в Заполярье ни одной из поставленных целей. Здесь находился единственный участок советско-германского фронта, где вражеские войска были остановлены уже в нескольких десятках километров от линии Государственной границы СССР, а в отдельных местах противник даже не смог перейти границу.

Все для фронта, все для победы

Неоценимую помощь частям Красной Армии и Военно-Морского Флота оказывали жители Мурманской области. Уже в первый день войны в области было введено военное положение. В военных комиссариатах началась мобилизация военнообязанных, в военкоматы поступило около 3500 заявлений добровольцев. На фронт ушел каждый шестой житель области - всего более 50 тысяч человек.

Партийными, советскими, военными органами было организовано всеобщее военное обучение населения. В городах и районах создавались части народного ополчения, истребительные отряды, санитарные дружины, формирования местной противовоздушной обороны. Мурманский истребительный полк только за первые недели войны 13 раз выходил на задания, связанные с ликвидацией вражеских диверсионных групп. Бойцы Кандалакшского истребительного батальона принимали непосредственное участие в боевых действиях в Карелии в районе станции Лоухи. Истребители Кольского и Кировского районов несли охрану железной дороги.


Около 30 тысяч человек было мобилизовано на военно-строительные работы. На подступах к Мурманску и Кандалакше было создано несколько поясов оборонительных сооружений, с участием населения велось массовое строительство щелей, траншей, бомбоубежищ.

С конца июня из Мурманской области началась эвакуация промышленного оборудования и населения - сначала по железной дороге, позднее - кораблями в Архангельск. Вывозили детей, женщин, запасы стратегического сырья, оборудование комбината "Североникель", агрегаты Туломских и Нивских гидростанций. Всего за пределы области было отправлено более 8 тысяч вагонов и свыше 100 судов.

Работа оставшихся предприятий была перестроена на военный лад, переориентирована на выполнение в первую очередь фронтовых заказов.

Все исправные рыболовные траулеры были переданы Северному флоту. Судоремонтные заводы переоборудовали их в боевые, устанавливали на траулерах вооружение, ремонтировали военные корабли и подводные лодки. С 23 июня 1941 года все предприятия перешли на круглосуточный режим работы.


Заводы Мурманска, Кандалакши, Кировска, Мончегорска освоили выпуск автоматов, гранат, минометов, комбинатом "Апатит" было начато производство смеси для зажигательных бомб, судоремонтные мастерские изготовляли шлюпки, волокуши, горные сани, мебельная фабрика - лыжи. Артели промысловой кооперации производили для фронта оленьи упряжки, мыло, печи-буржуйки, походную утварь, шили обмундирование, чинили обувь. Оленеводческие колхозы предоставляли в распоряжение военного командования оленей и нарты, регулярно посылали мясо и рыбу.

Женщины, подростки и пенсионеры, заменившие на производстве мужчин, осваивали новые профессии, выполняли нормы на 200% и более. Рабочий день на предприятиях составлял 10, 12, а порой и 14 часов.

Рыбаки Мурмана уже осенью 1941 года возобновили промысел рыбы, необходимой для фронта и тыла. Работать приходилось в районе боевых действий, отражая атаки самолетов и подводных лодок противника, без радиосвязи. Хотя сама Мурманская область испытывала трудности с продовольствием, несколько эшелонов с рыбой и рыбной продукцией были отправлены в блокадный Ленинград.


Для улучшения продовольственного снабжения населения области при предприятиях создавались подсобные хозяйства, возделывались огороды, шел сбор грибов и ягод, лекарственных трав, хвои. Бригады охотников занимались отстрелом лосей, диких оленей, куропаток. На внутренних водоемах полуострова был организован лов озерной рыбы.

Северяне приняли активное участие в сборе средств для Фонда обороны: ими было сдано в фонд 15 кг золота, 23,5 кг серебра, всего же за годы войны от жителей области поступило более 65 млн. рублей. В 1941 году на создание эскадрильи "Комсомолец Заполярья" жители области перечислили 2,8 млн. рублей, железнодорожники построили на свои средства эскадрилью "Советский Мурман". Бойцам Красной Армии было отправлено более 60 тысяч подарков. Школьные здания в городах и поселках переоборудовались под госпитали.

Жить и трудиться населению Кольского полуострова приходилось в крайне тяжелых условиях. Города и поселки подвергались постоянным налетам вражеской авиации. Само понятие тыла применительно к Мурманской области было очень условным - вся территория области фактически представляла собой прифронтовую полосу. Но население Заполярья не жалело ни сил, ни самой жизни для оказания помощи фронту, приближения разгрома захватчиков.

Союзники в Заполярье

В 1942 году основной ареной сражений в Заполярье стала Северная Атлантика. В первую очередь это было вызвано начавшимися поставками странами - союзниками СССР по антигитлеровской коалиции боевой техники, продовольствия, военного снаряжения, других грузов. В свою очередь, Советский Союз поставлял этим странам стратегическое сырье. Всего за время войны в порты Мурманска и Архангельска прибыло 42 союзных конвоя (722 транспорта), из СССР было отправлено 36 конвоев (достигли порта назначения 682 транспорта).


Фашистское командование пыталось прервать советские морские коммуникации, сорвать поставки стратегических грузов. Для борьбы с союзными конвоями привлекались значительные силы германской авиации, подводные лодки и крупные надводные корабли, находившиеся в норвежских базах. Обеспечение проводки караванов было возложено на военно-морские силы Великобритании и советский Северный флот. Для охраны союзных конвоев корабли Северного флота совершили 838 выходов в море. Морская авиация вела разведку, прикрывала конвои с воздуха, наносила удары по вражеским базам и аэродромам, кораблям противника в открытом море. Советские подводные лодки несли боевую вахту у вражеских военно-морских баз и на вероятных путях перехода крупных надводных кораблей ВМС фашистской Германии. Совместными усилиями союзных и советских сил прикрытия было потоплено 27 вражеских подводных лодок, 2 линкора и 3 эсминца. Действия моряков-североморцев и британского королевского флота позволили караванам совершать переходы без больших потерь (по пути следования противником было потоплено 85 транспортов, дошли до порта назначения более 1400).


В свою очередь, Северный флот старался сорвать морские перевозки противника вдоль побережья Северной Норвегии. В течение первых двух лет войны в этих операциях были задействованы в основном подводные лодки, а начиная со второй половины 1943 года на передний план вышли части морской авиации. Всего за годы Великой Отечественной войны Северный флот уничтожил свыше 200 боевых кораблей и вспомогательных судов противника, более 400 транспортов общим тоннажем свыше 1 миллиона тонн, около 1300 самолетов.

Оборона Мурмана

В 1942 году продолжались боевые действия и на суше. Для срыва нового наступления, готовившегося гитлеровцами в Заполярье, войска 14-й армии при поддержке Северного флота весной 1942 года провели на Мурманском направлении частную наступательную операцию, сковавшую силы противника. 28 апреля Северный флот высадил в районе мыса Пикшуев 12-ю отдельную бригаду морской пехоты, которая захватила плацдарм и удерживала его в течение двух недель. Лишь 12-13 мая по решению командования Карельского фронта десант был снят.


Летом 1942 года по инициативе обкома ВКП(б) в Мурманской области были образованы партизанские отряды "Большевик Заполярья" и "Советский Мурман". Поскольку область практически не была оккупирована, отряды базировались на своей территории и совершали глубокие рейды по тылам врага. Основным объектом действий партизан была автодорога Рованиеми - Петсамо, по которой шло снабжение вражеских войск, расположенных на севере Финляндии. Во время рейдов мурманские партизаны громили гарнизоны противника, нарушали его коммуникации и связь, проводили диверсии, захватывали пленных, собирали ценную разведывательную информацию.

Несколько партизанских отрядов действовали и на Кандалакшском направлении.

С началом поступления грузов от союзников многократно выросло значение Мурманского морского торгового порта. Мурманский порт стал воротами, через которые непрерывно поступали танки, самолеты, автомобили, локомотивы и другие материалы, необходимые стране для борьбы с фашизмом. Первый союзный караван прибыл в Мурманск 11 января 1942 года, а всего за время войны в Мурманском порту было разгружено около 300 судов, переработано свыше 1,2 млн. тонн импортных грузов. Огромная нагрузка легла на Мурманский железнодорожный узел, ведь грузы, поступившие в порт, следовало отправить по назначению вглубь страны.


Не сумев захватить Мурманск и перекрыть морские коммуникации, по которым в СССР поступали стратегические грузы, фашисты усилили бомбовые удары по порту и областному центру. Особенно жестоким бомбардировкам город подвергся летом 1942 года. Только 18 июня на Мурманск было сброшено 12 тысяч бомб, в городе сгорело свыше 600 деревянных зданий. Всего же с 1941 по 1944 год на Мурманск было совершено 792 налета немецко-фашистской авиации, сброшено около 7 тысяч фугасных и 200 тысяч зажигательных бомб. Разрушено или сгорело свыше 1500 домов (три четверти жилого фонда), 437 производственных и служебных зданий. Вражеская авиация регулярно бомбила Кировскую железную дорогу. За время военных действий на каждый километр магистрали было сброшено в среднем 120 бомб. Но, невзирая на опасность, мурманские портовики и железнодорожники делали свое дело, и связь с Большой землей не прерывалась, по артерии Кировской дороги на юг следовали составы с боевой техникой и другими военными грузами.


Противодействие гитлеровской авиации оказывали части противовоздушной обороны. В 1941-1943 годах над Мурманском и полосой Кировской железной дороги было сбито 185 вражеских самолетов.

В сентябре 1942 года для координации действий советских, партийных, хозяйственных органов, учреждений и предприятий в Мурманске и Кандалакше были созданы городские комитеты обороны, которые проводили военно-организаторскую, мобилизационную работу, решали вопросы, связанные с организацией противовоздушной и противохимической защиты городов.

Разгром захватчиков

К осени 1944 года Красная Армия прочно удерживала стратегическую инициативу на советско-германском фронте. В начале сентября на Кандалакшском направлении войска 19-й армии перешли в наступление и к концу месяца вышли на советско-финляндскую границу. 19 сентября 1944 года Финляндия вышла из войны.


7 октября 1944 года части 14-й армии и корабли Северного флота при поддержке авиации 7-й воздушной армии и ВВС флота начали Петсамо-Киркенесскую наступательную операцию, имевшую целью полное изгнание немецко-фашистских захватчиков из Советского Заполярья.


Главный удар наносился левым флангом 14-й армии в направлении на Луостари и Петсамо. В ходе трехдневных ожесточенных боев советские войска прорвали вражескую оборону на главном направлении, создали угрозу окружения противника в районе Луостари и вынудили его к отходу. В ночь на 10 октября корабли Северного флота высадили на южном берегу губы Малая Волоковая 63-ю бригаду морской пехоты, которая вышла во фланг и тыл немецко-фашистским войскам, оборонявшимся на перешейке полуострова Средний, и во взаимодействии с 12-й бригадой морской пехоты, наступавшей с полуострова, сломили сопротивление врага в этом районе. 12 октября был высажен десант в порт Лиинахамари. 15 октября войска 14-й армии во взаимодействии с силами Северного флота освободили Петсамо, к 21 октября вышли на границу с Норвегией, 22-го - овладели поселком Никель. Одновременно вдоль побережья залива Варангер-фьорд развернули наступательные действия морские десанты, высаженные кораблями Северного флота. В ходе Петсамо-Киркенесской операции территория Советского Заполярья была полностью очищена от немецко-фашистских захватчиков. В целях завершения разгрома противника советские войска 22 октября 1944 года перешли норвежскую границу и начали освобождение Северной Норвегии. В честь побед советских воинов, освобождавших Заполярье, в столице нашей Родины Москве четырежды гремели залпы салютов.


Героическая оборона Заполярья, самоотверженность тружеников Мурманской области сковали в Арктике значительные силы противника, обеспечили бесперебойную работу стратегических морских и сухопутных коммуникаций на Севере страны, регулярное поступление военных грузов от наших союзников по антигитлеровской коалиции.

Никто не забыт, ничто не забыто

Подвиги советских воинов и тружеников тыла на Кольской земле были по достоинству оценены Советским государством. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 декабря 1944 года учреждена медаль "За оборону Советского Заполярья", которой были награждены более 300 тысяч защитников северных рубежей Отчизны и 24 тысячи трудящихся области. 136 участникам боев присвоено звание Героя Советского Союза, а летчик-истребитель Б.Ф. Сафонов и командир отряда торпедных катеров А.О. Шабалин удостоены этого звания дважды. Еще один североморец - Герой Советского Союза разведчик В.Н. Леонов награжден второй Золотой Звездой в сентябре 1945 года на Тихоокеанском флоте. Десятки кораблей, частей и соединений Карельского фронта и Северного флота преобразованы в гвардейские, награждены орденами, удостоены почетных наименований. В июне 1942 года за образцовое выполнение заданий правительства и проявленный героизм орденом Ленина награжден теплоход "Старый большевик", а трем членам его экипажа присвоено звание Героя Советского Союза.


В 1982 году город Мурманск, а в 1984 - Кандалакша награждены орденами Отечественной войны первой степени.


За мужество и стойкость, проявленные при защите Мурманска трудящимися города, воинами Советской Армии и Военно-Морского Флота в годы Великой Отечественной войны, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 мая 1985 года Мурманску было присвоено звание "Город-Герой" с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

Наша Победа в Великой Отечественной войне была и будет свята во все времена!




С Кольским Заполярьем связана значительная часть жизни моей семьи. Уже несколько лет я живу в средней полосе России, но... "если ты полюбишь Север, не разлюбишь никогда"... Поэтому в такой животрепещущей теме, как юбилей победы в Великой Отечественной войне, хочется быть ближе к родному Северу.




Говоря о Великой Отечественной войне, люди вспоминают поражения 1941-1942 годов, битву под Москвой, блокаду Ленинграда, сражение за Сталинград, Северный Кавказ, Огненную дугу и ряд других знаменитых операций. Но мало что могут сказать о войне на Севере, на Кольском полуострове, если вообще слышали об этой странице Великой войны. Вот так и появилось желание найти материал о том, как сражалось Заполярье в годы Великой Отечественной войны, как выживал Мурманск, и почему ему было присвоено почетное звание "Город-герой" (1985).

После обработки всего материала получилась довольно длинная статья, несколько отягощенная цифрами, географическими названиями и историческими подробностями. Но я намеренно не стала их убирать, потому что, благодаря именно статистическим данным и другим подробным сведениям, понимаешь всю глубину, масштабность и трагичность событий тех лет, цену и величие патриотического подвига, совершенного нашей армией, флотом и жителями города и области.

Итак, всем, кому Кольское Заполярье по-настоящему близко...


Панорама Мурманска (середина 30-х годов XX века) - к сожалению, другой фотографии предвоенного Мурманска не нашлось...

Немецкая аэрофотосъемка аэродромов вдоль Кольского залива

Первые самолеты люфтваффе появились над военно-морской базой Полярное еще днем 18 июня 1941 года. Это был разведывательный самолет. Днем 19 июня самолет был встречен заградительным огнем и счёл за благо повернуть в сторону своего аэродрома.

Великая Отечественная война в Заполярье началась в ночь с 22 июня 1941 года с массированных авиационных налётов на города, населённые пункты, промышленные объекты, погранзаставы и военно-морские базы.

Кольский полуостров занимал большое место в агрессивных планах немецкого военно-политического командования:

1 - Мурманск интересовал гитлеровцев как незамерзающий порт и крупная база Северного флота СССР. В дальнейшем планировался захват соседнего порта Архангельск, куда наши суда доставляли жизненно важные грузы с Дальнего востока, из Сибири - по рекам Енисею и Оби.

2 - Стратегическое значение для доставки военных грузов имела и Кировская железная дорога, так как она связывала Мурманск с центром страны. Предполагалось выйти в районе Кандалакши на линию железной дороги и отрезать Кольский полуостров от остальной части страны.

3 - Гитлера привлекали богатые природные богатства Кольской земли, особенно месторождения никеля, ставился целью захват района никелевых разработок в исторической области Петсамо (ныне Печенгский район Мурманской области) и оборона его совместно с финнами - эта операция носила локальный характер, но имела важное значение для судьбы германского военно-промышленного комплекса и экономик союзников Германии.

4 - Кольские земли интересовали финскую элиту, по их планам Кольский полуостров должен был стать частью «Великой Финляндии».

Поэтому дислоцированная в Заполярье 150-тысячная германская армия имела директиву Гитлера захватить город и железную дорогу в кратчайшие сроки.

Мурманская операция 1941 года (план Блауфукс или план Зильберфукс, нем. Unternehmen Silberfuchs - «Полярная лиса») - наступление германо-финских войск на Мурманском участке протяженностью до 120 км Северного фронта - началась с 28 июня и продолжалась по ноябрь 1941 года.

Вражеское наступление на суше началось с 28 июня 1941 г. Задержка с наступлением на 7 дней (с 22 июня) была вызвана тем, что немецкое командование просчиталось с использованием танков в тундре.

Для захвата земель Кольского полуострова со стороны Норвегии и Финляндии была создана немецкая армия «Норвегия» (её сформировали в декабре 1940 года) в составе 3-х корпусов – двух горных немецких корпусов и одного финского корпуса:
в армии было 97 тыс. человек, 1037 орудий и миномётов, 106 танков. Эту армию поддерживала часть сил 5-го воздушного флота и Военно-морских сил Третьего Рейха.

По расчётам немецкого командования Мурманск должен был быть взят за несколько суток, так как захватчики имели двойное превосходство в живой силе и почти 4-кратное в авиации.


Немецкие мотоциклисты в поселке Алакуртти

В течение трех дней немецкая армия предпринимала попытки захватить Мурманск и уничтожить военные суда Северного Флота. Фашисты подвергли массированным бомбовым ударам погранзаставы, базы военного флота и населенные пункты, расположенные на Кольском полуострове.

Наступление гитлеровских войск на Севере шло сразу по нескольким направлениям: Мурманск, Кандалакша (выход к Белому морю с целью перерезать Кировскую железную дорогу) и Лоухи (железнодорожная станция на линии Ленинград - Мурманск на севере Карелии).

На направлению главного удара гитлеровцев (село Титовка - Мурманск) находились 3 заставы Заполярного пограничного округа НКВД СССР, стрелковый полк.

Численность советских войск не превышала 7 тысяч человек. С учетом горной подготовки, специального снаряжения и опыта у немецких горных егерей было неоспоримое преимущество. Две из трех застав, героически сражаясь, отступили под превосходящими силами противника. Первые попытки остановить врага не увенчались успехом. Советские войска к 4 июля отошли на рубеж обороны на реку Западная Лица, где немцы были остановлены 52-й стрелковой дивизией и частями морской пехоты.

С июля 1941 по октябрь 1944 года главный участок фронта в боях за Мурманск проходил вдоль реки Западная Лица, от ее истоков и до устья. Это был наиболее протяженный и опасный участок фронта, ибо отсюда лежала кратчайшая дорога к Мурманску - всего 50 - 60 километров.
Много фашистских сил было брошено на этот участок фронта. При мощной артиллерийской и минометной поддержке горные егеря штурмовали позиции советских войск. Бой шел за каждую высоту, за каждый укрепленный пункт. Несмотря на значительное превосходство в живой силе, фашисты лишь на 4 километра расширили плацдарм на восточном берегу Западной Лицы и, потеряв сотни солдат, вынуждены были перейти к обороне. Итог боёв в Долине Славы - провал наступления немецких войск на Мурманск.
Об ожесточенности боев и сопротивления наших войск, говорит тот факт,что по всей долине можно найти следы войны: окопы,блиндажи,патроны и т.п.Чем дальше в сопки от дороги,тем больше находок может встретиться.

Снаряды и материально-техническое обеспечение немецких войск до сих пор разбросано по окрестным сопкам на несколько десятков километров.

Огромную роль в срыве немецкого наступления на Мурманск сыграл десант частей морской пехоты в губе Большая Западная Лица (1941).
Как и всюду на советско-германском фронте, бои на Севере сразу же приобрели ожесточенный характер. Советские бойцы и морские пехотинцы ответили яростным сопротивлением, железной стойкостью. Войну в Заполярье называют "позиционной". И еще "лейтенантской". Здесь не было ярких побед генералов, а решения часто приходилось принимать младшему офицерскому составу, чтобы обеспечить локальные победы над противником. Ожесточенная борьба велась за каждую сопку, а погибших не успевали хоронить.


Не удалось фашистам захватить и полуостров Рыбачий – стратегический пункт, откуда контролировался вход в Кольский, Мотовский и Печенгский заливы.

Моряки прозвали этот легендарный лоскуток суши "гранитным линкором". Защитник полуострова Рыбачий Николай Букин написал стихотворение "Не жить мне без моря", которое было опубликовано в газете Северного флота "Краснофлотец". Позже на эти стихи сочинили песню "Прощайте, скалистые горы". Она и стала гимном сражающегося Заполярья.

Летом 1941 года советские войска при поддержке кораблей Северного флота остановили противника на хребте Муста -Тунтури. Он тянется в широтном направлении по берегу материка и обрывается скалами в море с северной стороны. В крайней восточной части хребта находится единственный перевал, через который идет дорога на полуострова Средний и Рыбачий. Линия обороны не менялась почти 3,5 года. Это единственный участок фронта, где немцы не смогли больше продвинуться вглубь нашей страны ни на сантиметр... На одной из высот Муста-Тунтури происходили события, описанные К. Симоновым в известной поэме «Сын артиллериста».


Моряки и летчики Северного флота, пограничники, пехотинцы проявляли чудеса героизма и стойкости. Помогали бойцам регулярной армии и местные егеря, которые, яростно сражаясь, оставляли до полутора тысяч немецких трупов на поле боя после одной атаки.

Немецко-фашистские войска вновь предпринимали генеральное наступление на Мурманск осенью 1941 года. Военные действия в Заполярье возобновились 8 сентября. Немецкое командование бросило все силы для достижения цели. Бои продолжались более 10 суток...




Однако 14-я армия Карельского фронта частью своих сил при поддержке авиации и артиллерии Северного флота 17 сентября нанесла контрудар и разгромила немецкую 3-ю горнострелковую дивизию, отбросив её остатки за реку Западная Лица и озер Верхний и Нижний Верман (Кандалакшское направление). Таким образом, наступление врага было остановлено в 70 км к западу от Мурманска у реки Западная Лица.

Река Западная Лица

Долину реки немцы называли «долиной смерти». Для наших бойцов она стала Долиной Славы.


За несколько дней боев захватчики понесли здесь многотысячные потери. Особенно немецкие егеря боялись схваток с моряками 1-го и 2-го добровольческих отрядов Северного флота, которые сражались с беспримерным мужеством и отвагой на суше.

Первые сбитые самолеты в эти дни записал на свой счет летчик Б. Ф. Сафонов - будущий дважды Герой Советского Союза (он погиб в мае 1942 года в возрасте 26 лет)

Последняя фотография подполковника Бориса Феоктистовича Сафонова

Итог боёв в Долине Славы - провал наступления немецких войск на Мурманск. Враг потерял более 1500 солдат и офицеров убитыми и еще больше ранеными, было захвачено много пулеметов, минометов, склад с оружием и пленных.
22 сентября 1941 г. Гитлер подписал директиву ОКВ № 36, в которой говорилось о временном прекращении наступления горно-стрелкового корпуса на Мурманск. На кандалакшском и лоухском направлениях советские войска также остановили продвижение немецко-финских войск.

Обыватели в Германии в те дни привыкли к победным сообщениям с Восточного фронта. Но с его заполярного участка таких сообщений не поступало. Как в битве под Москвой врага остановили и разгромили не морозы, не снега, не тундра, не сопки у Мурманска - остановил фашистов героизм и самоотверженность защитников Заполярья.
Мурманская операция завершилась срывом планов германо-финского командования и стабилизацией фронта.


Весной 1942 года обе стороны готовили наступательные действия: немцы с целью захватить Мурманск, советские войска - с целью отбросить противника за линию границы. Первыми перешли в наступление советские войска. 28 апреля 1942 года началась Мурманская наступательная операция. Её цель – разгромить врага и отбросить его на запад, обеспечить безопасность Мурманска, Кировской и Обозерской железных дорог. Но фашисты не теряли времени даром.

За зиму успели построить на всех высотах мощные опорные пункты-крепости из камня и железобетона. В немецком тылу были построены даже канатные дороги. Немцы были очень хорошо вооружены. Наши укрепления значительно уступали: не было материалов и инструментов для их строительства. Армия получила лишь половину необходимых боеприпасов. Для успеха наступательной операции нашим войскам было необходимо тройное превосходство по численности войск над противником. Вот в таких неравных условиях и началась эта операция. Добиться решительного успеха не удалось. Тем не менее, была выполнена одна из главных задач операции - противник, введя в бой почти все свои резервы, был обескровлен и не смог начать запланированное на 1942 год наступление на Мурманск.


Ценой ожесточенных боев и безграничного мужества советских солдат и матросов, линия фронта в Заполярье оставалась неизменной до осени 1944 года. Наступление немецко-финских войск на Крайнем Севере не достигло большинства своих целей.
Несмотря на некоторые начальные успехи, ни немцы, ни финны не вышли к Кировской железной дороге ни на одном участке - главный путь поступления военного назначения грузов в СССР был сохранён и продолжал действовать в течение всей войны, также гитлеровские войска не овладели базой советского военно-морского флота на Крайнем Севере и были вынуждены перейти к обороне.

7 октября 1944 началась Петсамо-Киркенесская наступательная операция советских войск. Был нанесен главный удар из района озера Чапр по правому флангу 19-го немецкого корпуса в направлении на Луостари - Петсамо. Преследуя отступающие немецкие войска, 14-я армия при поддержке сил флота выбила немцев с советской территории, пересекла финскую границу и начала захват Петсамо, 22 октября советские войска пересекли норвежскую границу и 25 октября освободили норвежский город Киркенес. К 1 ноября боевые действия в Заполярье закончились, район Петсамо был полностью освобожден советским войсками.




В 1944 году Президиум Верховного Совета СССР учредил медаль «За оборону Советского Заполярья».

В результате проведения Петсамо-Киркенесской наступательной операции войсками Карельского фронта и Северного флота угроза Мурманску была снята.
Советские войска продвинулись на З - 150 км, освободили район Петсамо (ныне Печенга Мурманской области) и северные районы Норвегии, положив тем самым начало избавлению этой страны от немецко-фашистской оккупации. Противник потерял только убитыми около 30 тыс. человек.




Северный флот потопил 156 вражеских кораблей и судов. Авиация уничтожила 125 самолётов противника. За отличие в боях 51 соединение и часть получили почётные наименование «Печенгские» и «Киркенесские», 70 соединений и частей были награждены орденами, 30 воинов Карельского фронта и 26 моряков Северного флота удостоены звания Героя Советского Союза.

Мемориал защитникам Советского Заполярья в Долине Славы

Долина Славы - долина на правом берегу реки Западная Лица в нижнем течении. 74-76 км автодороги Мурманск - Печенга. Здесь в июле 1941 года шли ожесточенные бои. Раньше называлась Долина Смерти.


До сих пор поисковики находят останки наших воинов и их предсмертные послания - короткие, наспех записанные... Это последний крик души... Строчки этих записок воспроизведены на памятнике в Долине Славы с сохранением почерка и орфографии. Возможно, это лучший памятник нашим солдатам. Многие люди рыдают в голос, читая эти послания...



***
Тишь на сопке безымянной.
Только крики птицы
Над рубежной, окаянной
Заполярной Лицей.
Меж камнями затонули
Каски да патроны.
Здесь могильным сном уснули
Русские заслоны.
Белизною кости спорят
С ягелем косматым.
И струятся воды к морю
По костям солдата.
Эдельвейсов поржавелым
Камень прорастает.
Было тело, да истлело,
«Got mit uns» оставив.
Через черные глазницы
Кровь брусничных ягод.
Речка Западная Лица –
Егерям преграда.

Всеволод Баржицкий


В годы Великой Отечественной войны трудно найти более сложный в климатическом отношении участок фронта, чем Заполярье. Противникам приходилось действовать в условиях сурового климата, малонаселенности и прочих «прелестей» природы Крайнего Севера и Арктики. Тут нередки магнитные бури, влияющие, в числе прочего, и на радиосвязь. В период полярной ночи нередка туманная погода, а осенью свирепствуют штормы.

Эти тяжелые природные условия в значительной степени осложняли боевую деятельность авиации. При этом война в Арктике на границе между СССР и Германией, оккупировавшей Норвегию, а с 25 июня – в советской и финской Лапландии, велась с обеих сторон в условиях крайне ограниченных ресурсов (как материальных, так и людских). В то же время почти нигде не описанная война в воздухе, шедшая в этом районе, является одной из самых интересных глав в истории воздушных конфликтов. Здесь между лучшими асами противоборствующих сторон случались настоящие рыцарские поединки, сравнимые с теми, что происходили в небе над Западным фронтом в годы Первой мировой войны.

Немало внимания уделено роли авиации в обеспечении проводки союзных конвоев в порты Мурманска и Архангельска, а также участию союзной (прежде всего британской) авиации. При этом был использован практически весь доступный на сегодня пласт отечественных и зарубежных печатных источников, документы и воспоминания ветеранов.

За прошедшие почти семь десятков лет тема получила достаточно широкое, но однобокое освещение.

Всестороннее изучение воздушной войны в Заполярье началось сразу после ее окончания. К числу первоочередных задач на тот момент относилось создание официальной истории. Так, в 1945–1946 годах появились «Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном театре», а также «Исторический отчет о боевой деятельности ВВС СФ в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Завершила создание «лакированной» истории авиации СФ в ВОВ монография В. Бойко «Крылья Северного флота», изданная в 1976 году в Мурманске. Отметим, что и поныне этот труд является практически единственной обобщающей работой по теме авиации Северного флота в войне. Конечно, от роли партии в целом и политработников в частности автору уйти не удалось – время было такое.

Новый всплеск интереса к теме (впрочем, как и ко всей истории Великой Отечественной войны) начался в 90-х годах XX века. Прежде всего выделяются работы таких историков авиации, как Александр Марданов и Юрий Рыбин, которые в различных специализированных журналах опубликовали три десятка статей по различным аспектам воздушной войны в Заполярье.

Отдельно стоит отметить деятельность доцента Поморского международного университета М.Н. Супруна из Архангельска, который смог организовать выпуск четырех выпусков сборника статей «Северные конвои. Исследования. Воспоминания. Документы». Кроме того, в соавторстве с Р.И. Ларинцевым он издал прекрасную книгу «Люфтваффе под Полярной звездой», которая на сегодняшний день является подспорьем для всех интересующихся темой противников североморцев.

Все тот же Роман Ларинцев, совместно с известным исследователем из Таганрога Александром Заблотским, за относительно короткое время издал целую серию статей о противостоянии советской авиации и кригсмарине на севере, которая в итоге вылилась в книгу «Советские ВВС против кригсмарине» (М.: Вече, 2010).

Предпринимались также попытки оценить и действия с обратным знаком – то есть люфтваффе против Северного флота. Это было сделано в книге известной своими германофильскими взглядами тройки авторов – М. Зефирова, Н. Баженова и Д. Дегтева «Тени над Заполярьем: Действия люфтваффе против советского Северного флота и союзных конвоев» (М.: ACT, 2008).

Оценивая в целом изданную литературу по теме, стоит признать, что на данный момент цельной картины воздушной войны в Заполярье пока нет. И надеюсь, что предлагаемая работа станет первой ласточкой в деле осмысления результатов войны на северном участке огромного советско-германского фронта.

Немецкое наступление (июнь-сентябрь 1941 г.)

Район советского Заполярья всегда славился большими запасами сырья, топлива и даров моря. После революции в Архангельске, Онеге, Мезени были построены мощные лесозаводы, началась промышленная разработка медно-никелевых руд и апатитов на Кольском полуострове, Воркутинского каменноугольного месторождения, залежей флюорита в районе Амдермы, угля в Норильске, соли и угля – в Нордвике.

Особое значение имел единственный незамерзающий порт на севере Советского Союза – маленький городок Мурманск. Основанный 4 октября 1916 года как Романов-на-Мурмане, он изначально предназначался для обеспечения поставок военных припасов из Европы от союзников по Антанте. Именно из-за этого свою специфику имела и Гражданская война на Севере, когда под предлогом защиты огромных складов с оружием и амуницией сюда был высажен союзный экспедиционный корпус. Во многом из-за этого советская власть в Заполярье установилась относительно поздно – только 7 марта 1920 года. За следующие 12 лет город получил серьезное развитие. Так, население Мурманска возросло в 16 раз, достигнув цифры 42 тысячи человек.

На момент начала операции «Барбаросса» по сравнению с другими участками фронта в Финляндии и Норвегии противостоящая советским войскам группировка была фактически слабее всех, поскольку в этом районе Гитлер старался всего лишь предотвратить высадку британского десанта. Поэтому на границе Советского Союза с Норвегией и Финляндией были развернуты весьма ограниченные силы. С другой стороны, весь карельский сектор, от Ладожского озера северо-восточнее Ленинграда до южного берега Баренцева моря далеко на севере – а это 950 километров, – прикрывался всего лишь двумя советскими армиями (7-й и 14-й). 14-я армия была расположена к западу от Кольского полуострова и имела главной целью прикрытие Мурманска.

ВВС 14-й армии и приданными частями ВВС Северного флота командовал талантливый пилот, генерал-майор авиации Александр Кузнецов. 22 июня 1941 года советские авиационные подразделения, защищавшие арктическую зону и Кольский полуостров, располагались следующим образом:

Согласно предвоенным планам, 7-я армия растянулась почти по всей советско-финской границе, от Ладожского озера до южной части Кольского полуострова. Командование армии располагало весьма ограниченными авиасилами – всего лишь одним авиаполком (72-й сбап 55-й сад).

Наличие относительно небольшого количества авиатехники компенсировалось высоким уровнем подготовки летчиков. Почти половина из них служили в Карелии и на Крайнем Севере более двух лет, многие обладали солидным боевым опытом, полученным в небе Испании и Халхин-Гола либо во время советско-финской войны.

Как уже отмечалось, на начальном этапе войны против СССР главной задачей немецкой группировки в Норвегии было предотвращение любых попыток Великобритании высадить десант на континент (а такая возможность всерьез обсуждалась в Лондоне). Поэтому для наступления и захвата Мурманска были выделены ограниченные контингенты наземных и воздушных сил.

По состоянию на 22 июня 1941 года, 5-й воздушный флот генерал-полковника Ханса-Юргена Штумпфа насчитывал в своем составе в общей сложности 240 самолетов в Норвегии и небольшое подразделение в Финляндии. Основными боевыми единицами были KG 30,1./KG 26, отдельные части JG 77 и IV.(St)/LG 1. Части, предназначавшиеся для борьбы против Советского Союза, перед войной были объединены в «Люфтваффенкоммандо Киркенес» под командованием полковника Андреаса Нильсена.



Медалью «За оборону Советского Заполярья» награждены многие участники войны в Заполярье. Что на ней изображено? Мы видим солдата в зимнем обмундировании с автоматом, танк, самолеты и военный корабль. Это неслучайно: на Мурманском направлении бои вели воины стрелковых дивизий, с воздуха их прикрывали летчики на самолетах-истребителях, морские рубежи Заполярья охраняли военные моряки на кораблях и подводных лодках Северного флота.

Но были в Заполярье и особые войска, которые воевали только на Кольском Севере. Они помогали и пехоте, и морякам, и летчикам. Это оленетранспортные подразделения.


На фронте оленей называли по-разному: «арктические танки», «заполярная кавалерия», «рогатые гвардейцы». Кавалерия – род войск, где сражаются на лошадях. Гвардейскими в армии называют самые лучшие и храбрые подразделения. А почему оленейназывали «арктическими танками»?Олени, как и танки, пройдут по любому бездорожью.

Дорог в Заполярье в то время было мало, да и те плохие. Снежной зимой для обычного транспорта они становились непроходимыми. Но бойцам на фронте нужны были боеприпасы и продукты, самолетам и кораблям – топливо. А с поля боя нужно было увозить раненых. Тут на помощь пришли олени, которые могли и по бездорожью пройти, и в снегу не проваливались. Легкая упряжка мчится по крепкому насту со скоростью 50-80 километров в час, как машина. Северный олень в тундре корм сам найдет и никогда не нарушит тишину – даже раненный не издаст ни звука, и по сугробам может пройти за сутки 250 км.


Осенью 1941 года в 14 армии Карельского фронта появились необычные отряды, в каждом из них было 154 человека, из них половина – военные, а половина – пастухи – оленеводы, 1000 оленей и около 300 саней – грузовые и легковые нарты.

Оленеводы не носили солдатских шинелей. Поверх гимнастерок они надевали малицы из оленьих шкур, теплые и легкие. Главным оружием пастухов была не винтовка, хотя они меткие стрелки, а хорей – длинный шест, которым управляют оленями. Многие оленеводы уходили на фронт со своими оленями.

В военных действиях в Заполярье принимали участие оленеводы из саамского села Ловозера Мурманской области, из Республики Коми, из Ненецкого автономного округа. Они привезли с собой не только тысячи оленей, но и сани, упряжь, меховую одежду, спальные мешки и даже переносные жилища – чумы.

Бойцов необычных подразделений видел в деле военный корреспондент Константин Симонов. В одном из очерков он писал: «По свирепым отвесным спускам, через глубокие котловины, наполненные снегом, словно чашка, доверху залитая молоком, летят олени – северный экспресс – самое быстрое средство передвижения в этих широтах».

На оленях доставляли к передовой линии фронта боеприпасы и продукты, на военные аэродромы привозили топливо и бомбы для самолетов.

Многим бойцам в трудную минуту помогли оленеводы. Только в первую военную зиму они вывезли с передовой в тыл и спасли от смерти более 5 тысяч раненых.

Один из бойцов оленетранспортных отрядов вспоминал: «Много раненых на войне наши олени спасли. Раненый человек много крови теряет, тепло из него выходит. Стынет человек, погибает. А вот оленья шкура хорошо тепло держит. Завернешь раненого в шкуру, положишь на нарты и везешь. Доставишь в госпиталь, а человек теплый, живой».

Путь в госпиталь часто был опасным. Фашистские снайперы маскировались на сопках по пути движения оленьих упряжек, стреляли по оленям и людям.

Много сложных заданий выполняли бойцы оленной армии. Сбит наш самолет – дают задание отыскать в тундре и вывезти боевую машину и её экипаж. За годы войны так были спасены 162 подбитых самолета.

Нужно забросить в тыл врага партизан, разведчиков – и тут приходили на помощь оленьи упряжки. Почти 8 тысяч бойцов и командиров доставили олени на вражескую территорию для выполнения боевых заданий.

Без участия бойцов и арктических танков - оленей не обходилась ни одна боевая операция заполярных партизан, которые уходили на 500 километров в тыл немцев. Олений транспорт использовали и для переброски офицеров связи, доставки срочных донесений в штаб Северного флота.

Война в Заполярье - это морозы и метели, бездорожье и сугробы, огонь врага и бомбежки, под которыми гибли люди и олени. Им приходилось сутками на вражеской территории в опасной обстановке ждать возвращения разведчиков с боевого задания, по несколько дней искать в тундре, чтобы спасти от смерти наших летчиков, прыгнувших на парашютах со сбитых немцами самолетов.

Однажды оленевод Хатанзей переправлял через линию фронта боеприпасы и снаряжение партизанам. «Райда» - так называется несколько оленных упряжек для перевозки грузов, сцепленных между собой. Немцы обнаружили райду и открыли огонь. 12 оленей упали, сраженные пулеметными очередями. Что делать? Находчивый оленевод не растерялся, быстро обрезал постромки у убитых оленей, и райда продолжила путь. Ценный груз был доставлен на фронт вовремя.

Олени и люди на фронте стали боевыми товарищами. Когда зимой олени не могли найти ягель под большими сугробами снега, бойцы их жалели и подкармливали из своего пайка. Один из бойцов вспоминал: «Порой последний сухарик размочишь - половину сам съешь, а другим поделишься с оленем. А они смотрят на тебя... будто улыбаются. Ведь они и поесть не всегда успевали. Перехватят что-то по пути, и все. Люди не выдерживали, засыпали на ходу, а олени шли".

Король тундры северный олень - не вьючное животное. Олени легко тянули упряжку с грузом, но ни за что не хотели нести на себе дополнительный груз, сдергивали с себя вьюки и пинали их. А грузов на передовую надо было доставить как можно больше. И оленеводы пошли на хитрость, чтобы олени смогли привезти и на себе, а не только в упряжке, дополнительный груз боеприпасов, так нужных на фронте! Сделали мешки… из оленьих шкур. Ветераны оленной армии вспоминали, что рогатые гвардейцы сначала по очереди обнюхали меховые мешки, кто-то даже лизнул их, а потом покорно подставили спины. Олений мех не промокает, и груз в таких мешках оставался сухим и в сильный дождь, и в снегопад. В каждом мешке олени везли на линию огня по два ящика мин и снарядов.

Как–то раз зимой через Туломское водохранилище переправлялся санный поезд с грузами, который везли 300 оленей. Когда на середине озера олений поезд обогнало стадо в 500 оленей, то лед не выдержал - треснул. Олени и люди начали проваливаться под лед в воду. Командир оленнотранспортного подразделения не растерялся и передал по колонне приказ: «Олени хорошо плавают и не утонут! Стойте на санях! Гоните оленей вперед!». Арктические танки вытянули сани из-подо льда, всё закончилось благополучно, беда миновала.

Когда необходимо было выиграть время перед началом боя, чтобы задержать наступление немцев, одного из оленеводов попросили на легких нартах разогнаться и проехать рядом с немецкими позициями - отвлечь внимание врага. Оленья упряжка вихрем пронеслась мимо фашистов, те от удивления даже выстрелить не успели, а когда опомнились, героя и след простыл!

Иван Пьянов на оленях ходил в разведку. Подъехал к немецкой линии обороны, набросил аркан на часового и дернул что есть сил. Фашист и автомата поднять не успел. Пьянов связал немецкого офицера этим же арканом, завалил на нарты и доставил в штаб армии. Такой пленный назывался на войне военной разведки «язык». Пойманный арканом немец оказался очень ценным «языком».


В апреле 1942 года в Североморске планировали боевую операцию морской пехоты. По трапам на военные корабли несли оружие и боеприпасы. Готовился военный десант на мыс Пикшуев.

Когда на причалах появились оленьи упряжки, матросы сказали:
- А ну-ка, поможем нашей «кавалерии»!

Краснофлотцы (как в военные годы называли матросов) понесли на борт сани, а оленеводам надо было поднять на борт кораблей Северного флота 120 оленей. Это оказалось непростой задачей. Олени упирались, хотя не издавали ни звука. Оленеводы гладили их, говорили какие-то слова, и олени все-таки пошли на палубу.

С кораблей оленей «десантировали», не доходя до берега. Несколько животных обвязали веревками и опустили в шлюпки. А других спустили на воду, и они поплыли за теми оленями, которых везли в шлюпках.

50 оленьих упряжек помогали десантникам: под огнем врага по почти отвесным скалам подвозили боеприпасы и вывозили раненых с поля боя.

Когда возникли трудности с кормом для оленей - сопки, где рос олений мох - ягель, враг сильно обстреливал, - трое бойцов отправились на соседние сопки собирать ягель на обед для заполярной кавалерии.

Ветераны вспоминали: «Досталось тогда и нам, и олешкам. Особенно когда поступил приказ отходить. Матросы уже идут к берегу, к катерам, а мы гоним оленей туда, где шли бои, чтобы подобрать раненых. Всех вывезли. Правда, мн ого оленей погибло». Так олени впервые в истории приняли участие в морском десанте.

На оленях часто ходили в разведку. Для разведывательных операций выбирали ночь с метелью, чтобы ветер заглушал скрип полозьев у нарт. Упряжки оленей возникали у вражеских позиций, как призраки, а затем исчезали под запоздалые выстрелы.

Весной 1944 года нужно было устроить засаду на немецкий батальон. Оленеводы и разведчики прибыли в тыл врага и замаскировались. Вырыли в снегу траншеи, в них спрятали оленей и сани. Оленям связывали ноги, укладывали на бок и закидывали снегом. Ни один олень не подвел военную разведку - не выдал голосом, не издал ни звука! Немцы и не подозревали, что у них под боком целый батальон с пушками и оленьими упряжками.


Последняя военная операция на Кольском Севере в октябре 1943 года называлась Петсамо-Киркенесской. В ходе неё наша область была освобождена от немецких войск. Это были последние бои оленной армии.

Осенью 1944 года война в Заполярье закончилась. В плен было взято много немцев. Продовольствия не хватало даже для своих солдат, а надо было накормить и пленных. Тогда командование Карельского фронта обратились к оленеводам с просьбой: дать 20 оленей, чтобы ими накормить пленных. Но разве такое возможно?

Оленеводы вспоминали, что сами часто голодали, но за всю войну ни одного ездового оленя не съели, иногда последним куском хлеба с ними делились. И олени на привалах от бойцов не отходили, спать рядом ложились, так всем им было теплее. Как можно отдать боевых товарищей немцам на обед? И ни одного не отдали!

7 ноября 1944 года оленетранспортные дивизии расформировали. Многие из оленеводов были награждены медалями «За оборону Советского Заполярья», «За отвагу», «За боевые заслуги».


В честь погибших оленеводов в Ловозере открыт памятный знак. В центре – на фоне солдатского штыка лицо воина-оленевода. На знаке надпись: «В честь ловозерцев, погибших в годы Великой Отечественной войны».

А в столице Республики Коми - городе Сыктывкаре стоит в память о погибших на войне мемориальный комплекс «Воинская слава». Три женских фигуры – мать, жена и дочь погибших на войне жителей Республики Коми. И горит у памятников в Мурманске и в Сыктывкаре вечный огонь – негасимый огонь памяти.

К Дню защитника Отечества в Нарьян-Маре, столице Ненецкого автономного округа будет открыт памятник оленно-транспортным батальонам. Об истории создания памятника в блоге «ЧУМотека» рассказывает пост

Оккупация советского Заполярья была частью плана «Барбаросса», предполагавшего выход нацистской армии на линию Архангельск — Астрахань. Захват почти всей европейской части СССР противник рассчитывал завершить в сентябре-октябре 1941 года.

Практически все силы вермахта Адольф Гитлер сосредоточил для ударов по Украине, Белоруссии и Прибалтике. Однако операция по оккупации Кольского полуострова — «Голубой песец» — очень быстро приобрела стратегическое значение из-за начавшихся поставок в Мурманск и Архангельск британских товаров и военной техники.

В рамках ленд-лиза с августа 1941-го по май 1945 года в советские заполярные порты прибыли 78 конвоев Соединённого Королевства (около 1,4 тыс. судов). «Арктический конвой» обеспечил 22,6% от общего количества грузов, отправленных союзниками в годы ВОВ.

Армия «Норвегия»

Главным плацдармом для вторжения в советское Заполярье стала Норвегия. В апреле-мае 1940 года протянувшаяся на 1,7 тыс. км страна была практически без боя оккупирована в ходе операции «Везерюбунг». В июне норвежский король Хокон VII бежал в Лондон и учредил правительство в изгнании.

Руководство Германии рассматривало норвежцев как часть арийской расы, однако скандинавы негативно относились к «братьям по крови». Норвежские коллаборационисты (около 10% населения) приняли ограниченное участие в боях на стороне вермахта. Воевали немногим более 50 тыс. норвежцев.

К июню 1941 года нацисты сформировали армию «Норвегия», куда вошли два немецких корпуса и один финский. Руководил объединённой группировкой генерал Николаус фон Фалькенхорст, который командовал операцией «Везерюбунг».

  • Немецкие эсминцы в норвежском порту Нарвик, 1940 год
  • Ehlert, Max / Wikimedia Commons

Поддержку немецкой и финской пехоте, состоявшей из хорошо подготовленных горно-егерских формирований, оказывали подразделения Пятого воздушного флота Германии и нацистские боевые корабли, дислоцированные в норвежских портах. Общая численность оккупантов оценивалась в 97 тыс. человек. Количество орудий составляло 1037 единиц, танков — 106.

Нацистам противостояла 52-тысячная группировка Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА), на вооружении которой числилось 150 артиллерийских орудий и миномётов и 392 танка. Основную тяжесть удара приняла 14-я армия под командованием генерала Валериана Фролова.

Согласно плану «Барбаросса», «Норвегия» должна была в течение 7 дней захватить военно-морскую базу в Мурманске, а через 10 дней — город Кандалакша (200 км на юг от Мурманска), отрезав Кольский полуостров от Карелии. На операцию «Голубой песец» отводилось 14 дней.

Как и на Восточном фронте, вермахт рассчитывал на блицкриг (молниеносную войну). Однако в силу рельефа местности нацисты были лишены возможности активно использовать танковые войска, которые составляли авангард наступающей мощи на Восточном фронте.

Немецко-финские войска были вынуждены преодолевать препятствия в виде скал и болот. Кроме того, в приграничной полосе не было ни одной дороги (даже грунтовой). Вторжение нацистов началось с артиллерийского обстрела и бомбардировок с воздуха.

Героическое сопротивление

Двукратное превосходство в численности позволило немцам и финнам разгромить часть пограничных застав и окружить выдержавших первый натиск пограничников. Однако какого-либо серьёзного успеха «Норвегия» достичь не смогла. В конце июня — начале июля нацисты продвинулись лишь на 2-3 км.

К сожалению, о первых боях с вермахтом сохранилось очень мало сведений. Заполярный фронт был обделён вниманием военных историков. Обнаруженные местными волонтёрами и краеведами останки свидетельствуют о том, что пограничники оказали героическое сопротивление захватчикам.

  • Горные егеря 79-го горного артиллерийского полка вермахта проходят мимо подбитого советского танка КВ-1 в Умани
  • vk.com
  • Горнострелковые части Вермахта и войск СС

Некоторые заставы сражались без воды и продолжали отстреливаться, несмотря на блокаду и безвыходное положение. Практически все защитники советской границы погибли, имена многих из них до сих пор неизвестны.

Считается, что первый бой приняли солдаты, которым было поручено удерживать врага у подножия высоты 206,0 (советское довоенное обозначение — высота 204,2). О том, что происходило в те дни, рассказывает книга «Летом сорок первого» участника ВОВ, писателя Макара Андреевича Бабикова.

«Ровно в три часа (29 июня 1941 года. — RT ) неприятельский батальон пересёк границу и вступил на советскую территорию. Пограничники и передовые дозоры открыли по ним огонь из винтовок и пулемётов. Выдержки, пока неприятель подойдёт поближе, в поражаемую зону, у бойцов не хватило», — рассказывает Бабиков.

Из книги следует, что высота 206,0 была обстреляна с воздуха и из артиллерии. Несмотря на это, пограничники успели сходить врукопашную и отразить с помощью пулемётов несколько атак противника.

«Пятый час бойцы роты удерживали позиции на высоте. Егери поднялись в новую атаку. С оставшейся небольшой горсточкой красноармейцев лейтенант Каблуков бросился врукопашную. Схватка произошла почти у вершины, командир роты и бывшие возле него воины погибли. Остатки роты пробились через вражеский заслон по северному скату и ушли к 6-й роте», — пишет Бабиков.

Верманский рубеж

Как и вся Красная армия, группировка советских войск в Арктике не была готова к нападению нацистов. Инженерные сооружения начали возводиться только в 1940 году, когда окончилась война с Финляндией. Отчасти это было связано с тем, что Москва «поменялась» территориями с Хельсинки и не успела оборудовать должным образом новые рубежи.

В Заполярье красноармейцы испытывали типичные для РККА проблемы: низкое качество и неисправность военной техники, нехватка горючего и запчастей, недостаточный уровень профессионализма солдат и офицеров (более половины командиров находились на своих должностях менее чем полгода). В 1937—1938 годах в РККА была проведена массовая чистка, а в 1939 году численность советской армии выросла в два раза.

При этом немцы и финны сосредоточили вблизи арктической границы СССР горно-егерские войска, которые прошли специальную подготовку и были великолепно экипированы. У финнов был за плечами опыт боёв с РККА, а немцы испытывали воодушевление после грандиозных успехов в Европе и на Восточном фронте. Однако в Заполярье вермахт мгновенно увяз.

В течение первых суток немцы должны были захватить посёлок Титовка и полуостров Рыбачий, чтобы открыть дорогу на Мурманск. Однако красноармейцы удерживали Рыбачий на протяжении 3,5 лет, получая боеприпасы и продовольствие через Баренцево море.

Наступление немецко-финских войск на Кандалакшу также не увенчалось успехом, хотя противник продвинулся в июле на 20-30 км. Аналогичная ситуация была на карельском направлении. Вермахт стремился овладеть городом Лоухи, который расположен в северо-восточной части Карелии.

19 июля 1941 года нацисты преодолели 64 км, а 7 августа взяли город Кестеньга. Но в конце августа РККА и добровольческие отряды перешли в контрнаступление и отбросили оккупантов на 13 км восточнее Кестеньги.

В первой половине осени 1941 года немецко-финский блицкриг был сорван, хотя в сентябре на мурманском направлении советские войска были вынуждены отступить, закрепившись на реке Верман. В октябре фронт окончательно стабилизировался, и война приняла позиционный характер.

Наиболее трагическая страница в истории битвы за Арктику связана с бомбардировками Мурманска. На город, который 6 мая 1985 года получил звание Героя, люфтваффе совершили 792 авианалёта и сбросили 185 тыс. бомб. Мурманск, подобно Сталинграду, был почти стёрт с лица земли.

Сокрушительный удар

Отстоять Кольский полуостров и Северную Карелию во многом удалось благодаря самоотверженности и героизму местного населения.

В ряды РККА записался каждый шестой житель Мурманской области. Летом 1941 года были сформированы отряды народного ополчения, истребительные полки и батальоны, а также санитарные дружины.

Жители области охраняли объекты инфраструктуры, уничтожали диверсионно-разведывательных группы противника и сами совершали атаки в тылу нацистов. Ополчение стремилось ослабить натиск вермахта, нападая на автоколонны, снабжавшие оккупантов.

Около 30 тыс. человек были мобилизованы на работы по строительству инженерных сооружений, окопов, дзотов и бомбоубежищ. Женщины, дети и старики трудились на производстве, обеспечивая солдат продуктами и боеприпасами.

Относительное затишье на северном фронте продолжалось до осени 1944 года. СССР и Германия не ставили цель переломить ситуацию в Арктике из-за отсутствия резервов для серьёзного наступления. В конце января 1944 года была снята блокада Ленинграда, а летом РККА вышла к рубежам оккупированной нацистами Восточной Европы.

В сентябре 1944 года красноармейцы в Заполярье достигли необходимого перевеса над противником (97 тыс. советских солдат и офицеров против 53-тысячной группировки). Северный флот СССР почти в два раза превосходил немецкий по числу кораблей, в три раза — по числу самолётов.

7 октября РККА перешла в наступление и 18-го числа достигла норвежской границы. За три недели октября советские солдаты продвинулись на запад до 150 км и освободили восточные районы Норвегии. В результате сокрушительный удар был нанесён по ВМС и морским коммуникациям противника. Также нацисты лишились возможности получать никелевую руду для оборонной промышленности.

Наступление РККА проходило в рамках Петсамо-Киркенесской операции. В боях с вермахтом погибли 15 тыс. человек, потери противника составили 30 тыс. В общей сложности в боях за Кольский полуостров и Северную Карелию погибло более 67 тыс. советских граждан.

Порядок