Св николай можайский. Иконы России: Николай Чудотворец (Можайский)

2010 год.

Материалы: доска из липы, паволока, левкас, яичная темпера, золото сусальное листовое и твореное в смеси с гуммиарабиком, защитный слой: масляный лак и шеллак.

История возникновения иконы святителя Николы Можайского.

Славой своей чудотворный образ — главная святыня Николаевского Можайского собора, обязан помощи святителя городу во время нашествия татар. Когда случилось это событие, предание точно не указывает, но Николаевский собор в Можайске существовал уже в 13 веке, а сам Можайск упоминается в 12 веке.

Предание гласит, что однажды, когда враги задумали напасть на город, явилось необычайное знамение — сам святитель Николай показался стоящим в воздухе над собором. В одной руке он держал меч, а в другой обнесенный стеной храм. Устрашенный неприятель снял осаду и бежал к великой радости горожан. В благодарность за помощь было изготовлено резное изображение святителя.

В 15 веке появились также иконные копии этого чудотворного образа. Иконописные копии распространились по всей русской земле и Никола Можайский стал одним из иконографических типов изображения святителя.

Храм и меч в руках святителя Николая приобрели символический смысл: храм — это вселенская церковь, ведь Николай Угодник был вселенским учителем и защитником; а меч выражает идею заступничества, покровительства всем угнетенным и обиженным. Святитель Николай был и остается особо почитаемым среди православных людей святым.

Святитель Николай Чудотворец - самый почитаемый святитель на Руси с древнейших времен - родился в Малой Азии во второй половине III века в греческой колонии Патара в римской провинции Ликия в семье состоятельных родителей-христиан, в юности был отдан на служение Богу под руководством своего дяди, епископа Патарского. Дядя возвел его в сан священника. Вся жизнь святителя действительно была образцом христианского служения Богу и людям. Когда его родители умерли, святитель Николай унаследовал их состояние, которое отдал его на нужды благотворительности. Святитель Николай был епископом города Миры Ликийские в Малой Азии (современный г. Демре), его подвижническая жизнь и чудеса снискали славу еще при жизни. Святитель принял участие в Первом Вселенском соборе 325 года, на котором осудил ересь Ария, отрицавшего Божество Сына Божия Иисуса Христа. Согласно церковному преданию, за пощечину нечестивому Арию он был лишен священства, Сам Спаситель и Божия Матерь принесли Николаю Евангелие и омофор - знаки святительского достоинства. Это событие называется Никейским чудом и изображается почти на всех иконах святого. Святитель Николай умер около 345 года и похоронен в городе Миры Ликийские. В 1087 году, когда город взяли турки, его мощи были перенесены в итальянский город Бари.

Местное почитание святителя началось сразу после его смерти. В Константинополе его культ оформился в IV - VII веках. На Русь почитание святителя Николая приходит с принятием христианства, с XI века получает широкое распространение. Иконографический тип Николы Можайского представляет святителя в рост с разведенными в стороны руками: в правой руке - меч, а в левой - символическое изображение города. Название закрепилось по месту нахождения чудотворного образа - г. Можайска. Впервые определение иконографии «Никола Можайский» произошло в конце XVI века в писцовых книгах Можайска для отличия от прочих изображений святого. Прототипом иконографии является резная деревянная скульптура святителя Николая. Создание скульптуры связывается с местной легендой: во время нападения на город его защитникам чудесно явился святитель Николай, стоящий в воздухе над собором с мечом в одной руке и с собором в другой руке. Собор в знак сохранения его был обнесен крепостными стенами. Устрашенный грозным видом святителя неприятель бежал, а спасенные жители «сделали резное изображение чудесного явления». Мнения исследователей об истоках иконографии различны. А.И. Некрасов считал ее заимствованной в Западной Европе, «где культивировался образ воинствующего епископа с мечом в руке». В.И. Антонова считает, что прототипом иконографии послужило распространенное изображение святителя Николая Зарайского.

Наиболее ранним изображением этого иконографического типа является скульптура «Никола Можайский» XIV века из собрания ГТГ. Она получила название «Можайский» по месту своего происхождения из города Можайска, откуда вывезена Н.Н. Померанцевым в 1933 году. Наибольшее распространение образы святителя Николая (Можайского) получают в скульптуре и иконописи XVI - XVII веков.

Память святителя Николая празднуется 6 декабря (19 декабря по старому стилю), 29 июля (11 августа по старому стилю, рождество святителя), 9 мая (22 мая по старому стилю, перенесение мощей).

Жанна Григорьевна Белик ,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи XI - начала XVIII вв. Опыт историко-художественной классификации. М., 1963.

2. Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Т. 1. Древнерусское искусство Х - начала XV века. М., 1995.

3. Житие и чудеса св. Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского и слава его в России. Сост. А.Вознесенский и Ф.Гусев. СПб., 1899.

4. Калугин В.В. «Житие святителя Николая» в агиографическом своде Андрея Курбского. М., 2003.

5. Кондаков Н.П. Памятники христианского искусства на Афоне. СПб., 1902.

6. Крутова М.С. Святитель Николай Чудотворец в древнерусской письменности. М., 1997.

7. Лазарев В.Н. История византийской живописи. М., 1986.

8. Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М., 1983.

9. Леонид (Кавелин), архим. Посмертные чудеса святителя Николая, архиепископа Мирликийского, чудотворца. Памятник древней русской письменности XI века. Труд Ефрема, епископа Переяславского. СПб, 1888 .

10. Смирнова Э.С. Икона Николы 1294 года мастера Алексы Петрова // Древнерусское искусство. Зарубежные связи. М., 1975.

11. Смирнова Э.С. Круглая икона св. Николая Мирликийского из новгородского Николо-Дворищенского собора. Происхождение древнего образа и его место в контексте русской культуры XVI в. // Древнерусское искусство. Русское искусство позднего средневековья: XVI век. СПб., 2003.

12. Смирнова Э.С. Живопись Великого Новгорода. Середина XIII - начало XV века. М., 1976.

13. Турилов А.А. Сказания о чудотворных иконах в контексте их почитания на Руси // Реликвии в искусстве и культуре восточнохристианского мира. Тезисы докладов и материалы международного симпозиума / Ред.-сост. А.М. Лидов. М., 2000.

14. Чудеса Николы Мирликийского. Подготовка текста и комментарии И.И. Макеевой // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 2. СПб., 1999.

15. Шалина И.А. Икона «Святой Никола» из Свято-Духова монастыря. Литургический смысл и экклесиологизация образа // Древнерусское искусство. Русь, Византия, Балканы: XIII век. СПб., 1997.

16. Шляпкин И. Русское поучение XI века о перенесении мощей Николая Чудотворца и его отношение к западным источникам. СПб., 1881.

17. Яковлев В.В. Сказание об иконе Николая Чудотворца «Круглая доска» и поздняя летописная традиция // Опыты по источниковедению. Древнерусская книжность. СПб, 1997.

21. Некрасов А.И. Древнерусское изобразительное искусство. М., 1937.

22. Некрасов А.И. Статуя Николы Можайского. 1950. РГАЛИ, ф. 2039, оп. 1, ед.хр. 21/22. Машинопись.

23. Антонова В.И. Московская икона начала XIV века из Киева и «Повесть о Николе Зарайском» // ТОДЛ. М., Л., 1957. С. 375-392.

24. Рындина А.В. Иконный образ и русская пластика XIV - XV веков // Древнерусская скульптура. М., 1991. С. 15-19.

25. Сидоренко Г.В. Скульптура «Никола Можайский» в собрании ГТГ: Опыт музейной каталогизации // Древнерусская скульптура. Проблема атрибуции. М., 1993. Вып. 2, ч. 2. С. 69-91.

26. Воинов Н. Можайская икона святителя и чудотворца Николая с изображением в руках меча и храма // Душеполезной чтение. М., 1872. Ч. III, № 12. С. 408-412.

27. Петров Н.И. Резные изображения св. Николая Можайского и историческая судьба их // Труды XI Археологического съезда в Киеве. М., 1899.

28. «Правило веры и образ кротости…»: Образ свт. Николая, архиеп. Мирликийского, в византийской и славянской агиографии, гимнографии и иконографии. М., 2004.


Как только земля Русская приняла православную веру, стали почитать здесь Николая Угодника. «Микола – тот же Бог!» – говорили у нас в народе. Значит, не понаслышке люди знали, как он умел помогать в трудную минуту. Моряки и путешественники, бедный люд и узники в темницах – все это знали! А русский солдат горячо верил в помощь святого Николы в ратных делах. Об этом говорят находки на полях сражений – медные образки с изображением Николы Угодника.

Святителя Николая на иконах всегда можно узнать: высокий лоб, небольшая седая бородка, по-отечески добрый взгляд. Правая ладонь сложена в благословении, а в левой – раскрытое Евангелие. Но есть один необычный образ Николая Чудотворца, почитавшийся на Руси с глубокой древности, а ныне хранящийся в Третьяковской галерее. В одной руке святитель Николай держит поднятый меч, а в другой – город-храм. У этого города есть имя – Можайск. И образ называется «Никола Можайский».

Образ «Никола Можайский» (фото с сайта abinform.ru)

С историей этого образа связано такое предание. Однажды – было это в XIV веке – подступили к стенам города монголо-татары. Взмолились жители к святому Николе, чтобы помог им. Вскоре враги в ужасе побежали прочь. Святитель Николай возник на небе, и вид его был грозен. Одной рукой он поднял сверкавший меч, готовый опуститься на головы врагов, в другой держал как бы град Можайск в знак охранения его.

«Явление Николы Можайского». Художник Владимир Анпилогов

В благодарность за спасение можайцы вырезали из дерева изображение святого, каким увидели его на небе. В 1470 году были построены каменные Никольские ворота с церковью Воздвижения на них, там и установили резную икону, украсив её золотом, серебром, крупным жемчугом. Тысячи людей стекались сюда со всей Руси помолиться Николе Можайскому. Дивились русской святыне и иностранцы. В Смутное время, в 1606 году, побывал у неё один польский ксёндз из свиты Марины Мнишек, ехавшей в Москву занять русский престол. Он писал: «Никого не впускают в святыню с оружием, и когда я вошёл с одним только кинжалом, протопоп, имевший надзор за церковью, вырвал у меня кинжал из рук, бросил на пол и приказал вынести его за двери».

А через два года поляки вернулись в Можайск не как гости, а как враги-супостаты. Какие там кинжалы! – теперь они обстреливали город из пушек и вынудили отважный гарнизон крепости сдаться. Ворвавшись в Можайск, поляки и литовцы перебили много народу, в том числе священников и монахов – ведь до XVII века там было 75 храмов и 16 монастырей!.. А чудотворную икону Николы Можайского забрали с собой. Правда, спустя 10 лет вынуждены были вернуть нам святыню – это был один из пунктов Деулинского перемирия.

Казалось бы, Никола Можайский вернулся домой и Можайску больше ничто не грозило. Но грянула Отечественная война 1812 года, и снова военные дороги вели через Можайск, к сердцу нашей Родины, а после кровопролитного Бородинского сражения весь город стал военным госпиталем… Во время Великой Отечественной – новые разрушения. Видно, такая судьба была у города-крепости – рассыпаться от вражеских ударов и снова строиться.

Как показала история Можайска, образ Николы Можайского в разные войны не уберёг жителей от гибели. Но, наверно, он придавал им отваги и защитил воинов от худшего, чем смерть, – от трусости и предательства.

Ново-Никольский собор на месте древней крепости

Предание Церкви точно сохраняло на протяжении веков портретные черты святителя Николая Чудотворца. Его легко узнает на иконе даже не искушённый в иконописи человек. Самое древнее сохранившееся изображение святителя датируется восьмым веком. Это фреска в церкви Санта Мария Антиква.

На Руси сложилась особая традиция иконографии святого Николая. Начало ей было положено благодаря чуду, случившемуся на рубеже тринадцатого - четырнадцатого веков в Можайске. Согласно преданию, во время вражеского набега защитникам города явился Мирликийский святитель. Он стоял в воздухе и держал в правой руке меч, поднятый клинком вверх. В левой руке святого был маленький храм, обнесённый крепостной стеной. Неприятели в страхе бежали. В память о чуде жители сделали резное изображение святителя. Образ святого ратника, защищающего православный град от врагов, прославился тем, что по молитвам перед ним не раз происходили чудеса.

Меч святителя Николая был не только оружием воина. Он напоминал о мече духовном, который, по словам апостола Павла "есть Слово Божие". Им должны иссекаться грехи. Святой Николай защищал верующих от всякого греха и напасти, как духовной так и телесной.

Чудотворная статуя до девятнадцатого века хранилась в надвратном храме при въезде в Можайск. Сейчас святыня находится в Третьяковской галерее. Такой тип изображения святителя Николая получил распространение и в иконописи. Образ Николая Можайского был помещён и над въездом в башню Московского Кремля. Святыня дала ей своё имя, так башня стала Никольской.

В тысяча восемьсот двенадцатом году Никольскую башню взорвали уходящие из Москвы французы. И случилось чудо: взрыв обрушил шатёр, а часть четверика с надвратной иконой Николы Можайского оказалась нетронутой. Остался невредимым даже стеклянный фонарь перед образом.

Но в боях октября тысяч девятьсот семнадцатого года икона серьёзно пострадала. И хотя лик святителя Николая не был задет, вся икона оказалась изрешечена пулями и осколками. Сильное попадание практически полностью уничтожило левую руку святого, держащую храм. Он стоял с простёртым вверх мечом. После этого в иконописи появился новый символический образ - Никола Раненый, изображающий обстрелянную икону.

Рассказывают, что на первое официальное празднование Первомая в восемнадцатом году, фасад Никольской башни решили закрыть кумачом. Внезапно полотно разорвалось, будто разрубленное острым лезвием. При этом ткань была прочная, а погода - безветренная. Это произвело на всех присутствующих огромное впечатление.

Но вскоре икона святителя Николая исчезла. Не сохранилось никаких документов и свидетельств, по которым можно было проследить её судьбу. Лишь в две тысячи десятом году в ходе реставрационных работ удалось установить, что кто-то надёжно спрятал образ под металлической сеткой и слоем бетона.

В ноябре этого же года патриарх Кирилл освятил башню и отреставрированную надвратную икону святого Николая Чудотворца. Предстоятель Русской Православной Церкви напомнил: "В руках этого кроткого угодника мы видим меч, что свидетельствует о том, что и кротостью, и человеческой силой должны осуществляться и реализовываться великие цели".

После первого вторжения на Русскую землю полчищ Батыя, надолго повисло над Русью мрачное облако тяжелого татарского ига. Ужасы Батыева опустошения были так велики, что русский народ, подавленный ими, еще долго трепетал от одного имени татарского и не пытался сопротивляться наложенным на него тяготам.

Правда, татары больше не делали на Русь другого нашествия, подобного первому, тем не менее, они не давали забывать себя, и во время своих продолжавшихся набегов на Русские земли, творили не меньше злодейств. При их приближении русские люди либо в ужасе разбегались, либо поручали себя воле Божьей, готовясь ко всему.

В редких случаях они вступали с татарами в борьбу. Сначала это были ничтожные усилия сопротивления врагу, но чем дальше отходило вглубь воспоминание о первом татарском нашествии, тем больше крепло сопротивление. Царство Золотой Орды само собой стало ослабевать и распадаться на разные орды, между тем как Русь приходила в себя и стремилась к объединению.

Сначала объединились Русско-литовские княжества и освободились от татар, а затем и объединилась и северо-восточная часть Русской земли под властью Московского князя. Святой Великий князь Димитрий Донской сокрушил татар на Куликовом поле (1380 г.), а через сто лет при великом князе Иоанне III было окончательно свергнуто татарское иго.

Во время этой печальнейшей эпохи в судьбе нашего Отечества, русские люди искали себе прибежища и утешения у великого архиерея Божия, скорого помощника в бедах, святителя Николая. Этот дивный Угодник Божий вместе с покровом, молитвами и предстательством Божьей Матери и святого преподобного Сергия Радонежского и других святых, исконных молитвенников за Русскую землю, содействовали воскресению Руси от этого рабства.

Многие сохранившиеся до нас древние памятники и предания говорят нам, что наши предки в то время сильно молились святому Чудотворцу о восстановлении поруганного имени христианского, неослабно прибегая к нему с прошениями о заступничестве. Святитель Николай не только утешал их и облегчал им телесные и душевные скорби, но и чудесно помогал во многих случаях в борьбе с врагом, и не без его помощи исчезла на Руси последняя тень страха перед именем татарским.

Первый древний свидетель того милосердия Святителя к нашему Отечеству и нашим предкам – чудотворный образ святителя Николая Можайского. Свое название он получил от города Можайска (Московской области), а происхождением и славой он обязан случаю чудесной помощи Святителя этому городу.

Точное время этого события истерлось в памяти, но известно, что собор Святителя, созданный в память чудесной защиты, существовал уже в 1303 году , но не позже XIV века, потому что предание и историки считают Можайский образ оригиналом всех подобных образов, называя их, где бы они ни были, образами Святителя «Можайского».

Но если так, если это оригинал, а все другие резные изображения – его копии, то нам известно, что копии дошли до нас уже с начала XV века. Так, изображение Святителя в этом виде на Кремлевских воротах в Москве относится к 1401 году.

Предание говорит, что когда задумали враги напасть на Можайск, в ответ на молитву жителей осажденного Можайска, явилось дивное знамение. В ободрение жителям Можайска и на страх врагам Святитель чудесно показался в грозном виде – стоящим на воздухе над собором, держа в одной руке меч, а в другой изображение обнесенного крепостью храма.

Неприятель так был устрашен этим видением, что снял осаду и бежал, на радость и удивление осажденных. Тогда-то и устроили благочестивые граждане резное изображение Святителя, в том виде, как он им явился. Бывшие потом от резного образа, силою Николая Угодника Божьего, новые чудесные знамения, утвердили за ним это название и славу чудотворного.

Об уважении и известности этого образа у наших предков мы можем судить по тому, что сами великие князья и цари Московские ездили на богомолье в Можайск, на поклонение этому чудотворному образу Святителя Николая.

Образ упоминается в 1495 году в наказе великого князя Московского Иоанна III князьям Ряполовскому и Русалке, направлявшимся вместе с великой княжной Еленой Иоанновной к ее жениху великому князю Литовскому Александру Казимировичу.

Неоднократно посещал Можайск и молился у чудотворного образа великий князь Василий III. Упоминается образ в духовной грамоте князя Иоанна Волоцкого, составленной в присутствии его духовного отца, игумена Волоцкого монастыря Иосифа в 1504 году.

О резном образе и почитании Николы Можайского сказано в дневнике путешествия в Москву посла императора Рудольфа II Николая Варкоча в 1533 году. В 1537 и 1538 году путешествовала в Можайск на богомолье и поклонение образу Николая Угодника правительница Елена.

Царь Иоанн IV бывал у Святителя в 1546 и 1564 годах. В 1592 году на поклонении Чудотворцу был Феодор Иоаннович. В начале XVII века об образе Святителя Николая, его драгоценном уборе и об особом к нему отношении великих Московских князей пишет Петр Петрей де Ерлезунда.

Судя по Писцовой книге 1595-1598 города Можайска и дневнику польского иезуита Каспара Савицкого (запись от 3 мая 1606 г.), резной образ Николы Можайского до начала XVII века помещался в Никольском приделе надвратной церкви Воздвиженья Креста Господня.

Во время польской интервенции в 1612 году образ Святителя был увезен в Литву и возвращен после Деулинского перемирия в 1618 году.

Дизайн