"Постоянны только перемены "
Гераклит, 500 г. до н. э.=
- Факторы, влияющие на необходимость изменений;
- Причины неудач в управлении изменениями;
- Ключевые принципы управления изменениями;
- Анализ существующей ситуации в компании. Определение проблемных (в т.ч. потенциально) областей;
- Анализ возможностей компании: кадровых, сбытовых, финансовых, технологических, логистических, производственных и других;
- Составление/ формулирование/ корректировка планов и задач, необходимых для достижения организацией желаемого состояния;
- Оценка планов и задач на предмет необходимых ресурсов для их выполнения;
- Оценка влияющих факторов на внедрение изменений, управление изменениями и оценка степени их влияния;
- Разработка и внесение в систему планов возможных сценариев в зависимости от влияния внешних факторов;
- Разработка/ реинжиниринг существующих бизнес-процессов и процедур планирования, управления и отчетности;
- Подбор (при необходимости) программных средств для эффективного управления и контроля внедряемых изменений.
"Вы можете не изменяться.
Выживание не является обязанностью ".
= Эдвардс Деминг=
Управление изменениями
В современных условиях изменения в организациях различных форм собственности и отраслевой принадлежности приобретают значение, которое трудно переоценить. Необходимость постоянных изменений диктуют следующие факторы:
Внедрение изменений и управление изменениями
в компании, говоря иными словами, давно перешло из области ВОЗМОЖНОГО в область ОБЯЗАТЕЛЬНУЮ . Систематическая деятельность, направленная на совершенствование форм и методов работы, бизнес-процессов, стратегического и оперативного управления бизнесом, построения взаимоотношений, производственной и распределительной деятельности организации, а также многих других, становится обязательным условием выживаемости организаций в современных рыночных условиях.
Несмотря на очевидность необходимости изменений и преобразований, большинство инициатив по проведению каких-либо изменений в организации «изнутри» проваливается или не приносит компаниям сколь-либо ощутимых преимуществ. Анализ причин такой «неуспешности» заставил нас попытаться сформулировать основные причины, которые в различной «комплектации» могут присутствовать в Вашей или любой другой организации:
- отсутствие понимания в необходимости изменений со стороны владельца бизнеса и/или топ-менеджмента организации,
- отсутствие должного опыта, квалификации и навыков управления руководителя проекта,
- невысокий статус инициатора внедрения изменений в организации,
- односторонний подход к решению проблем,
- сопротивление изменениям (защита позиций и борьба за ресурсы),
- излишняя бюрократизация организации и ее зарегулированность,
- нечеткое определение целей предполагаемых изменений,
- невозможность команде проекта сосредоточиться на проекте изменений без отвлечений на выполнение основных управленческих функции,
- отсутствие финансирования и стимулирования проекта.
C нашей точки зрения, наиболее важными причинами неудачных преобразований являются следующие:
- отсутствие понимания и поддержки со стороны руководителя организации,
- неразвитая система управления в компании,
- отсутствие должной квалификации и опыта внедрения подобных изменений,
- отсутствие правильного видения проблемы, определения приоритетов, планирования и обеспечения «обратной связи» со всеми ключевыми участниками проекта,
- отсутствие финансирования и мотивации руководителей проекта изменений.
Необходимо также отметить тот факт, что зачастую на успешность внедрения изменений оказывает влияние сопротивление среды . Сопротивление изменениям представляет из себя определенные сознательные действия или бездействия персонала, направленные на затягивание принятия решений и/или реализации тех или иных действий в области внедрения изменениями. Опыт управления изменениями говорит, что сопротивление изменениям в возникает всегда и это не зависит от внедряемых изменений, будь то внедрение , изменение структуры компании или переезд в новый офис. Сопротивление изменениям всегда имеет подсознательное объяснение: изменения всегда связаны с ситуацией неизвестности и потери чего-либо (статуса, времени, денег, новые обязанности и др.).
Сопротивление изменениям может быть активным и пассивным.
- Активное сопротивление может выражаться в стачках, забастовках, бойкотировании или активной критике внедряемых изменений;
- Пассивное сопротивление обычно выражается в выполнении работы по-старому, снижении интенсивности труда, нагнетание негативного психологического климата в коллективе и увольнения персонала.
Управление изменениями - область деятельности консультантов, к которой обязательно приходится прибегать, занимаясь .
Хорошо понятно, что любые радикальные преобразования, одним из которых является антикризисная деятельность, будут в любом случае предполагать:
* изменение организационно-штатной структуры,
* изменение функциональных обязанностей персонала компании,
* изменение системы ценностей внутри организации,
* изменение системы управления организации,
* изменение отношения и порядка управления материальными средствами и их управления,
* изменение системы мотивации персонала,
* изменение служебных отношений между работниками,
* изменение внутренней коммуникационной среды,
* изменение отношений внутри коллектива,
*